Октябрь 01st, 2008 | 12:00 дп

Пой, тар!..

  • Тамила ДЖАНИ-ЗАДЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (2)
Loading ... Loading ...

Из истории азербайджанских музыкальных инструментов
Одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов народов мира представлена в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки в Москве. Музыкальные инструменты Азербайджана представлены в залах музея экземплярами, которые были изготовлены в советское время известными мастерами и привозились в Москву на выставки и фестивали «братских республик Советского Востока». Азербайджанцы не только унаследовали древние и высокоразвитые музыкально-инструментальные культуры, но и своеобразно синтезировали элементы средневековой городской музыкальной культуры мусульман с культурой тюрок-огузов. На землях Азербайджана во времена правления древнеперсидских царей из династии Сасанидов бытовало огромное количество самых разнообразных инструментов.





Они звучали на многочисленных пирах правителей, во время приема дорогих гостей, в часы отдыха и любовных утех. В Средние века в результате завоеваний арабов Азербайджан включается в состав халифата, народы которого принимают участие в создании культуры исламской цивилизации. Огромное множество инструментов бытовало в мусульманских городах. Упоминаются и военные барабаны с трубами, и популярные на праздниках и свадьбах звучания гобоя-зурны и бубна-дафа, и кастаньет во время танцев. На основе двухструнного танбура (туркменского дутара) возникнет азербайджанский инструмент саз – неразлучный спутник азербайджанских и турецких поэтов и певцов ашугов.

Но первенство отдавалось уду – он признан шахин-шахом в семействе струнных инструментов.

В ХIV–ХV веках в восточной части исламского мира распространено было множество различных инструментов. Их подробно описал выдающийся азербайджанский музыкант Абд ал-Гадир Мараги, которого грозный полководец Тимур увез из Ирана в Среднюю Азию. Почти все инструменты древности сохраняются в средневековой музыкальной практике, но возникают также и новые, а старые совершенствуются и переименовываются.

Огромное число инструментов и музыкантов описывают путешественники, побывавшие в Турции, Северном Иране, Закавказье в XVII–XVIII веках. Особенно ценны сведения турецкого музыканта и путешественника Эвлийа Челеби. Воинственные тюрки-османы, как и монголы, предпочитали играть танцевальные мелодии и марши. Они ввели в военные оркестры (в Европе они именовались «янычарскими», поскольку играли в них молодые воины из созданного турками «нового войска») не только большого размера трубы (карнай, бурусы) и барабаны (цилиндрический давул и котловидный кус), но также и тарелки (зиль) в сочетании с зурной, выводящей пронзительным голосом мелодии. Подобно арабам, повлиявшим на культуру Европы в VIII–Х веках, турки распространили позже среди европейцев новые музыкальные ритмы и инструменты. Именно их большие барабаны с колотушками способствовали возникновению европейских литавр, которые вошли в состав оркестров

Ж.-Ф.Люлли, И.Гайдна, В.А.Моцарта и других композиторов.

Абд аль-Гадир Мараги и Эвлийа Челеби называют в своих трактатах и четырехструнные (чахартар), и шестиструнные (шаштар) инструменты и трехструнный сетар. Сетар стал новым инструментом из семейства танбуров, который был изобретен в XIV–XV веках специально для исполнения «ученой» музыки. Сегодня это национальный инструмент Ирана. Среди перечисляемых этими авторами струнных инструментов описываются те, которые, по-видимому, были предшественниками азербайджанского тара – это струнные щипковые инструменты с длинной шейкой гопуз (или озан), на котором играли древние тюркские барды-озаны, а также большой ширванский танбур.

История возникновения азербайджанского струнного щипкового инструмента тар, близкого памирскому рубабу, до конца не изучена. Как самостоятельный инструмент, он начинает упоминаться в поэзии не ранее XVI века. А расцвет игры на инструменте и его многочисленные изображения приходятся на время правления тюркской династии Каджаров (XVIII – начало XX века). Проводимые мною исследования показывают, что тар явился результатом своеобразного «скрещивания» танбура с удом и выразил тюркско-иранские основания музыкальной культуры в исламской цивилизации. Не случайно именно тар получил признание одного из самых совершенных струнных инструментов в исполнении мугамов и дастгахов как в Иране, так и в Азербайджане. В конце XIX века знаменитый тарист из Шуши Садыхджан осуществил реформу тара, придав инструменту черты, отличившие его от иранского тара. В результате на азербайджанском таре появилось больше звенящих струн, а выпрямление обоих чаш корпуса снизу позволило играющему легче удерживать инструмент высоко на груди, как это делают исполнители на сазе. Тар приобрел значение музыкального символа Азербайджана, сконцентрировавшего высокий профессионализм городских музыкальных традиций азербайджанского народа. В таком виде тар распространился во всем Закавказье.