Октябрь 19th, 2008 | 12:00 дп

«Черное золото» новой чеканки

  • Михаил ВЛАДИМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Нефтеперерабатывающая отрасль Азербайджана станет важнейшим фактором интеграции стран Каспийского региона
Нефть марки Сaspian light качественнее и дороже, чем российская марки Urals, и котируется на мировых рынках выше, чем нефть марки Вrent. Тем не менее, как заявил в одном из своих интервью глава Минпромэнерго Натик Алиев, из всех азербайджанских нефтепродуктов европейским стандартам отвечает пока лишь дизельное топливо. Переломить ситуацию поможет Государственная программа развития энергетического сектора Азербайджана, которая предусматривает доведение к 2015 году выпускаемой на НПЗ Баку продукции до европейских стандартов.





А уже к 2018 году Азербайджан планирует, закрыв старые нефтеперерабатывающие мощности в Баку и нефтехимические в Сумгаите, открыть в районе поселка Сангачалы новый НПЗ мощностью до 15 млн тонн нефти в год.

В деловой прессе планы развития национальной нефтеперерабатывающей отрасли Азербайджана уже назвали «крутым поворотом». В самом деле, масштаб перемен в «нефтянке» заставляет вспомнить о великих стройках времен индустриализации. Как заявил президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнаг Абдуллаев, в течение десяти ближайших лет будут остановлены и демонтированы два НПЗ республики, входящие в систему ГНКАР. Произойдет это после того, как в районе Сангачалов будет завершено строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса. Другим важным проектом Государственной нефтяной компании станет НПЗ мощностью 10 млн т нефти в год, строительство которого Азербайджан начал в 2008 году на территории Турции близ Джейхана. В соответствии с планами ГНКАР в перспективе этот завод будет перерабатывать как нефть каспийских промыслов Азербайджана, так и нефть Ирака.

 
Торжественное закрытие завода
 

Планы создания регионального центра нефтепереработки дают возможность оценить будущее одной из важнейших отраслей промышленности Азербайджана. Пока же формальных причин для ликвидации НПЗ в столичном Баку две. Во-первых, специалисты отмечают заметное ухудшение городской экологической обстановки. Во-вторых, срок эксплуатации основного технологического оборудования действующих НПЗ Баку к 2018 году заметно превысит критический рубеж. Кроме того, перерабатывать на старых НПЗ Баку высококачественную нефть Каспия и получать в результате неконкурентоспособные на европейском рынке нефтепродукты – это явный экономический нонсенс, о котором не раз заявлял министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев.

 Тем не менее, при всех технологических и сырьевых проблемах, старые НПЗ Азербайджана пока удовлетворяют все основные потребности топливного рынка республики. Так, в 2007 году в Азербайджане было произведено 7,1 млн т нефтепродуктов (на 7,3% больше, чем в 2006 году). В том числе 2,85 млн т мазута, 2,1 млн т дизельного топлива, 1,13 млн т автомобильного бензина, 793 тыс. т керосина, 183 тыс. т нефтяного битума. Исключение составляют лишь моторные масла: около 30% внутреннего потребления масел – свыше 10 тыс. т в год – республика обеспечивает за счет импорта. Таким образом, судьба старых НПЗ Баку предрешена: из их оборудования ГНКАР выжмет в ближайшие годы все, что можно, – «до последней капли бензина». После чего старые НПЗ Баку будут демонтированы. В новейший же период истории нефтепереработки Азербайджана ГНКАР намерена вписать две славные страницы.

Во-первых, построить НПЗ близ турецкого Джейхана, на котором планируется перерабатывать нефть проекта АЧГ, поступающую в Турцию по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (проектная мощность БТД – 50 млн т нефти в год). Начать реализацию этого проекта стоимостью в 4 млрд долл. совместная SOCAR & Turcas Enerji A.S., учрежденная в декабре 2006 года ГНКАР и турецкой компанией Turcas, планирует в конце 2008 года. На НПЗ в Джейхане планируется перерабатывать до 15 млн т нефти в год. Полученные же в Джейхане из нефти АЧГ бензин, керосин, дизтопливо и другие конкурентоспособные нефтепродукты будут реализовываться в Турции и странах Европы. Другими словами, НПЗ в Джейхане решит сразу несколько проблем старых НПЗ Баку: на нем будет установлено современное оборудование, оно будет на 100% загружено сырьем, а полученная продукция будет отвечать европейским стандартам. Кроме того, «транспортное плечо» до Европы (считая от Баку) будет сокращено почти на 1800 км. Во-вторых, к 2018 году ГНКАР намерена построить к югу от Баку близ Сангачалов современный НПЗ, отвечающий, как заявил Р.Абдуллаев, «международным стандартам и высокому экологическому уровню». Это потребует еще около 4 млрд долл. и 15 млн т нефти в год. Однако у этого проекта есть одна существенная деталь: оборудование нового НПЗ будет ориентировано на переработку не легкой нефти марки Azeri light, добываемой на АЧГ, а тяжелой сернистой нефти Казахстана.

 
«Черное золото» дружбы
 

Ориентация грядущего НПЗ Азербайджана на нефть Казахстана, в общем-то, логична. Дело в том, что к 2018 году добыча нефти на АЧГ снизится до 35–40 млн т в год. Добыча нефти на старых месторождениях Государственной нефтяной компании Азербайджана, а также совместных предприятий упадет до 6,5–7 млн т в год. Четыре миллиона тонн газоконденсата в год, которые, по прогнозам, должны поступить с месторождения Шах-Дениз, положение не спасут. Ожидается, что к 2018 году объем добычи жидких углеводородов составит в Азербайджане 45–50 млн т в год. А этого не хватит даже для заполнения экспортных труб БТД и Баку–Супсы, которые потребуют в год 56,5 млн т нефти. Ситуацию должны выправить поставки казахстанской нефти. Правда, это потребует серьезного технологического перевооружения предприятий Государственной нефтяной компании.

Конечно, необходимость обновления предприятий нефтяной отрасли обусловлена не только привлечением новых поставщиков сырья. Сегодня речь идет о расширении производства продуктов высокой степени переработки. Именно поэтому рядом с новым НПЗ близ Сангачалов ГНКАР планирует построить еще и новый нефтехимический комплекс, одним из источников сырья для которого должна стать сера, полученная в результате переработки в Азербайджане нефти Казахстана. Свою роль сыграл также новый, европейский подход к проблеме защиты среды обитания. Именно поэтому нефтехимический комплекс близ Сангачалов вместе с турецким нефтехимическим комплексом Petkim, 51% акций которого в конце 2007 года приобрел за 2,04 млрд долл. альянс Socar-Turcas-Injaz, должен заменить нефтяную химию Сумгаита – технологически старую, неконкурентоспособную и просто очень опасную для окружающей среды.

Половина успеха любого проекта заключена в правильно разработанном плане. Судя по открывающимся перспективам, даже в условиях мирового финансового кризиса нефтеперерабатывающая отрасль Азербайджана может сыграть роль локомотива экономической интеграции стран Прикаспийского региона. Важной частью сангачальского проекта строительства НПЗ и нефтехимического комплекса станет железнодорожный маршрут Баку–Тбилиси–Карс. Первые эшелоны должны пройти по нему уже в конце 2011 года, и в ГНКАР не скрывают, что собираются экспортировать по этой магистрали в Турцию и Европу свои нефтепродукты. А после 2018 года магистраль, рассчитанная на перевозку до 10 млн т грузов в год, примет продукцию обновленной нефтехимической промышленности Азербайджана.

Для реализации этих масштабных планов у Азербайджана есть и средства, и исходное сырье, и танкеры, способные доставлять нефть Казахстана в Сангачалы (40 нефтеналивных судов, способных перевозить свыше 20 млн т нефти в год). Для их приемки в тех же Сангачалах уже строится терминал, который в 2009 году сможет обеспечить перевалку 5 млн т нефти в год. А в перспективе, если Баку и Астана подпишут соответствующие договоры, и до 50 млн т нефти в год. Ну а поскольку к 2025 году добыча нефти на АЧГ упадет, по прогнозам британской ВР, до 5 млн т в год, которых явно не хватит даже для НПЗ ГНКАР в Джейхане, дефицит сырья этому предприятию Азербайджана после 2020 года должна будет заменить нефть Ирака.

 
 
Наша справка
 

На внутреннем рынке были востребованы 4,1 млн т нефтепродуктов (57% от объема производства), или на 1,8% меньше, чем в 2006 году. В частности, в самой республике были реализованы 1,89 млн т мазута, 714 тыс. т дизельного топлива, 775 тыс. т автомобильного бензина, 467 тыс. т авиационного керосина, 160 тыс. т нефтяного битума, 25,6 тыс. т смазочных масел. Экспортировал же Азербайджан в 2007 году 2,89 млн т нефтепродуктов (на 1,2% меньше, чем в 2006 году) на сумму почти в 1,67 млрд долл. В результате на 31 декабря 2007 года на НПЗ Азербайджана остались 215 тыс. т нереализованных нефтепродуктов (3% от объема годового производства).