Октябрь 19th, 2008 | 12:00 дп

Прогулка по южному городу

  • Оксана БУЛАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

…Так с чего же все-таки начать разговор про Баку? Начну с того, что бросается в глаза в первую очередь. А это – нарядно одетые люди. Не просто красиво, а именно нарядно. Мужчины практически все в белых или светлых рубашках, темных строгих брюках и характерной формы обуви. Вообще в одежде мужчин преобладает черный цвет, яркую одежду можно встретить лишь у молодежи, да и то редко. Сказывается традиционность воспитания.





Женщины одеты более разнообразно. Можно увидеть и джинсы, и мини-юбки, особенно у молодежи, но в основном это длинные юбки причудливых форм и расцветок, яркие выразительные блузки, иной раз, может быть, чересчур блестящие. Иногда даже создается ощущение, что вся утренняя яркая толпа идет не на работу, а на дискотеку. Но в общем и целом толпа в Баку – красивое зрелище! Вытянутые линялые футболки и бесформенные штаны с болтающимся задом, как нынче модно, вы в Баку не встретите. И слава Богу! Эстетическое чувство у восточного человека развивается, по-видимому, с молоком матери. Что играет в этом главенствующую роль, я не знаю. Может быть, невероятно красивая природа, может быть, предметы декоративно-прикладного искусства, которые есть почти в каждом доме. Скорее всего все сразу, не знаю. Но результат радует.

Еще один штрих к портрету толпы. Прически. Мужчин с отросшей шевелюрой, с неаккуратным затылком, со щетиной вы просто не увидите! Равно как и женщин с небрежно заколотыми волосами. Парикмахерские на каждом углу, да не по одной! Как-то пришла нужда ими воспользоваться. Скажу не в обиду нашим столичным заведениям – стригут в Баку так же, как в Первопрестольной, но укладки делают несравнимо лучше. Так что если у вас есть свободное время – летайте в Баку в парикмахерские. Получите море удовольствия! Причем внешний вид парикмахерской может быть современным и модным, а может быть таким невзрачным, что захочется оттуда убежать. Не бегите! Стрижку делают везде одинаково – то есть хорошо.

Еще, наверное, необходимо написать о море. Вы никогда не замечали, что у морских городов есть свое, неповторимое очарование? Город может быть сколь угодно прекрасен, но если у него нет моря, то настроение у него совсем другое, нежели у города приморского. Более простое, что ли? Море придает городу неизъяснимую таинственность и прелесть. Море заставляет жителей этого города быть более романтичными, чем жители обычных, сухопутных городов. Море словно накидывает прозрачный флер на все, что есть в городе. Ну и запах. Этот удивительный, манящий морской запах никогда ничем не заменишь. Он словно въедается в память и будоражит ее своими ароматами. Ну и, конечно, отличительной чертой приморского города является набережная. А как же без нее?

Набережная в Баку считалась в советские времена одной из самых красивых в Союзе. Как говорят бывалые люди, с Баку в плане красоты набережной соперничали лишь Гагры. Но чего не знаю, того не знаю, в Гаграх не была. А в Баку набережная… Это сказка! Первый раз я увидела ее ночью. Звезды отражались в море и тонули, купались в легких волнах, ныряли в них, как дельфины. Оттого, что они отражались, их становилось больше, они были похожи на скатный жемчуг, рассыпанный по черному бархату. На самой набережной я почти никого не увидела, но тогда меня это не удивило. Это потом мне показалось бы странным такое зрелище, ведь народ прогуливается по набережной до поздней ночи. А в ту первую ночь в Баку я стояла у парапета, и у меня кружилась голова от мерных покачиваний моря и мерцания звезд. Волны словно нашептывали что-то, да простит мне читатель это банальное сравнение! Но иногда банальность бывает очень к месту, потому что дает точные определения. Так вот, волны нашептывали, голова кружилась, а мимо проехала машина. Остановилась, развернулась, снова поехала. Я пошла вдоль парапета. Машина медленно двинулась за мной. «Ну вот, началось!» – подумала я. А ведь «доброжелатели» в Москве меня предупреждали: не гуляй ночью одна, Азербайджан не то место, где можно гулять по ночам. Машина снова остановилась и при ближайшем рассмотрении оказалась полицейской. Из нее высунулась усатая физиономия и спросила: «У ханум нет проблем? Нет? Ну тогда гуляйте!» – и тихо поехала дальше. «Вот так! – устыдила я саму себя. – Приеду домой, и если еще кто-нибудь когда-нибудь скажет мне, что в Азербайджане плохо и что там не любят русских…» А ведь я не видела еще и сотой доли того, что такое Азербайджан! Не слышала и сотой доли приветов, которые передавали Москве и России и обыкновенные сельские жители, и главы районных администраций, и многие-многие другие люди. Но об этом после.

По выходным и праздникам (а может, и чаще – не каждый день, увы, доводилось гулять по набережной) из моря бьет фонтан. Вы скажете – ну и что? Подумаешь, фонтан! Что мы, фонтанов не видели? Не знаю, что вы видели, а вот такого фонтана не видели точно! Мало того, что он бьет из самого синего моря, так он еще и высотой 120 метров! Зрелище сюрреалистическое. А ночью, с подсветкой… Вообще фантастика! Чтобы понятно было, что такое 120 метров, представьте 46–48-этажный дом. Много вы видели фонтанов такой высоты? Вот и я тоже не видела.

Набережная – место притяжения и гостей города, и местных жителей. Если позволяет погода, то гуляют по набережной до глубокой ночи. А погода чаще всего позволяет. Хотя в Баку, как в любом нормальном городе, естественно, есть зима. Правда, она не такая холодная, не такая продолжительная и не такая грязная, как московская, но все же зима. И снег бывает. Но о погоде позже, это тоже отдельная неисчерпаемая тема. На набережной огромное количество кафе, продавцов мороженого, сладостей, всяких ненужных, но радостных вещиц для детей… По набережной можно ходить пешком, а можно прокатиться в фаэтоне, запряженном белой лошадкой. А можно не по набережной, а над набережной. На каруселях и «чертовом» колесе.

Еще в Баку катаются на общественном транспорте. Не мучаются, беря его приступом и влезая в него с боем, а просто заходят в нужный автобус или маршрутку. Ждать нужный номер будете минут пять. Максимум. Безусловно, Баку – не Москва, есть разница – два миллиона жителей или двенадцать. Это правда, но что стоит нашим московским градоначальникам пустить на маршрут не пять автобусов, а десять? Бесчисленным московским пробкам это уже не повредит.

Правда, справедливости ради надо признать, что Баку буквально с каждым месяцем все лучше и лучше познает всю прелесть понятия «пробка». Пробок в центре Баку становится все больше и больше. От московских они отличаются лишь более громким звуком – в Баку водители думают, что если подудеть посильнее и подольше, то впереди стоящая машина поедет чуть быстрее. Этого почему-то не происходит, машины стоят и дружно гудят на все лады.

В Баку решена проблема «зайцев». Причем не знаю – решена или просто никогда не стояла, задавать вопросы на эту тему я как-то постеснялась. Оплата проезда (кстати, очень дешевая – четыре-шесть рублей в пересчете на нашу валюту, а в метро вообще два-три) производится на выходе из автобуса: водитель или специально обученный мальчик (юноша) собирают деньги. Однажды была свидетелем такого случая – мужчина вышел через заднюю дверь, по улице прошел до передней двери и протянул водителю купюру. Рассказывая этот случай своему московскому коллеге, я услышала вопрос: а если убежать и не заплатить? Вот уж не знаю! На эту тему я как-то тоже постесняюсь разговаривать.

Наличие мальчика-помощника объяснить и легко, и трудно. Легко – потому что на Востоке это нормально: работающий подросток. Праздно шатающихся детей и тинейджеров я там не видела. Девочки, наверное, дома мамам помогают. А мальчики – на работе папам. Остановки объявляют, деньги с пассажиров собирают, в магазине на подхвате работают, курьерят. При этом еще и в школу ходят. А трудно объяснить, зачем нужен такой мальчик, потому что маршрут расписан на табличках, а народ поголовно грамотный. Даже мне всегда было понятно, по какому маршруту идет автобус, потому что алфавит в Азербайджане от английского отличается только парой букв. Мальчик нужен, наверное, для того, чтобы не привыкал бездельничать.

Метро в Баку небольшое (по московским меркам, конечно), но очень красивое. Оно вполне достойно быть туристическим объектом для иностранцев: те до сих пор понять не могут, зачем общественный транспорт украшать мрамором или мозаикой. Переход со станции одной ветки на параллельную станцию другой решен принципиально иначе, чем в Москве. С одной и той же станции, которая является как бы пересадочной, поезда по очереди идут то до одной конечной точки, то до другой. Чтобы не запутаться, нужно внимательно смотреть на зажигающееся табло в торце станции. На нем указано, куда отправляется прибывающий на платформу поезд. Таким образом в Баку минимальными средствами добились максимальных результатов.