Октябрь 26th, 2008 | 12:00 дп

Опять забрезжил свет

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

из геополитического тупика
«Пятидневная война» в Грузии со всей очевидностью проявила всю зыбкость, незащищенность геоэкономического положения Армении. Но все понимают, что весьма уязвимая ситуация этого южнокавказского государства сложилась не в непосредственной связи с грузинской вооруженной акцией в Южной Осетии и не с «принуждением к миру» Грузии вооруженными силами России. Первопричина геоэкономического тупика, в котором по воле своих «вождей» оказалась Армения, в ее вооруженном притязании на Нагорный Карабах. С этого начался ее конфликт с Азербайджаном в 1988 году.





В дальнейшем его разрастание привело в 1989 году к блокаде железнодорожного и прочего сообщения Азербайджана с Арменией. В итоге войны связь Армении с Россией осуществлялась исключительно через Грузию.

Армения уже не может позволить себе выразить политическую солидарность со своим главным и едва ли не единственным союзником – Россией в ее противостоянии с Грузией, так как прямая и безоговорочная поддержка одной из сторон этого противостояния неотвратимо приведет к полной изоляции Армении.

Отсюда, пожалуй, одна из главных причин дипломатического оживления вокруг нагорнокарабахского переговорного процесса, инициированного президентом Д.Медведевым, который заявил, выступая в Ереване, что «никакого другого пути, кроме переговорного, для достижения положительного результата любых сложных вопросов не существует».

Более того, президент РФ сообщил о возможной в ближайшее время трехсторонней встрече президентов России, Азербайджана и Армении. Вернувшись в Москву, Дмитрий Медведев переговорил по телефону с руководителем Азербайджана Ильхамом Алиевым, подтвердившим согласие принять участие в трехсторонней встрече.

По сообщениям прессы, готовясь к трехсторонней встрече, армянское руководство провело широкие консультации с одним из сопредседателей Минской группы – США. Незадолго перед этим состоялся официальный визит в эту страну премьер-министра Армении, сделавшего довольно противоречивые заявления по карабахскому урегулированию, отнюдь не свидетельствующие о готовности руководства РА к серьезным шагам по восстановлению мировых отношений между сторонами конфликта. Тогда как азербайджанская сторона неизменно демонстрирует свою готовность прийти к согласию по карабахскому вопросу на основе соблюдения международных норм межгосударственных отношений.

Здесь, видимо, следует сделать некоторые пояснения, без которых несведущему читателю трудно понять, почему обе стороны конфликта призывают к компромиссу, но не могут добиться согласия даже в предмете пресловутого компромисса.

В политико-правовой плоскости в карабахском конфликте стороны отстаивают неразрывно взаимосвязанные международные принципы территориальной целостности государства и права наций на самоопределение. Причем в Азербайджане отнюдь не отрицают право каждого народа на самоопределение. Как известно, оно предполагает широкие права группы на защиту своей идентичности, сохранение и развитие языка, культуры, традиций и обычаев, полнокровное социально-экономическое развитие, политико-административную автономию вплоть до широких внешних связей и, наконец, гарантированное обеспечение гражданских прав.

Армянская сторона, в свою очередь, отстаивает не просто право народа (группы) на самоопределение, а именно «вплоть до отделения», и не иначе. Идти на компромисс по вопросу территориальной целостности страны – значит встать на путь саморазрушения собственного государства. Тогда как для пресловутого «отделения» нет ни объективных причин, ни геополитических возможностей. Азербайджанское государство вполне в состоянии и готово создать необходимые условия для полнокровного развития армянского населения Нагорного Карабаха в автономном режиме. Но никакое государство не в состоянии изменить физическую и этнодемографическую географию региона и продиктованное ею анклавное положение бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Дело в том, что бывшая НКАО не имела непосредственного выхода к государственной границе АР. Для того чтобы выйти к границе Азербайджана с Арменией, армянские войска захватили вооруженным путем азербайджанонаселенные Кельбаджарский (74 тыс. человек), Лачинский (71 тыс.), Губадлинский (37 тыс.), Зангеланский (39,5 тыс.) районы. А заодно, пользуясь на тот момент своим военным превосходством, армянская сторона захватила еще и Джабраильский (66 тыс.), Физулинский (146 тыс.) районы, граничащие с Ираном, а также крупнейший в карабахском регионе Агдамский район (165 тыс.).

Все эти территории находятся под армянской оккупацией, а их население оказалось в положении беженцев.

Такова ситуация в регионе конфликта. Она характеризуется тем, что Армения официально отказывается признавать территориальную целостность Азербайджанской Республики, тогда как азербайджанская сторона рассматривает освобождение оккупированных территорий как главную предпосылку конструктивного переговорного процесса по карабахскому вопросу, в том числе статусу Нагорного Карабаха в рамках общепризнанных границ АР. При наличии доброй воли с обеих сторон они смогут добиться значительного продвижения на пути урегулирования конфликта. Но не ценой захваченных территорий, не ценой территориальной целостности страны. Попытки удерживать оккупированные земли с целью оказания давления на Азербайджан, принуждения его к отказу от Нагорного Карабаха, по сути, провоцируют ужесточение противостояния сторон конфликта с непредсказуемыми, даже катастрофическими последствиями. Хочется надеяться, что в России это хорошо понимают.