Ноябрь 01st, 2008 | 12:00 дп

Предстать перед лицом Аллаха

  • Манаф АГАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Совершение ежегодного хаджа – паломничества в Мекку – один из пяти столпов ислама, выполнение которого требуется от всех мусульман, если они в состоянии это сделать. Для большинства из более двух миллионов паломников, которые ежегодно прибывают в Саудовскую Аравию, это путешествие на родину Пророка – осуществление мечты всей жизни. Ля илляха илля Ллаху йа Мухаммадун Расулу Лллахи («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Аллаха»). Такова краткая и выразительная формула символа веры ислама – одной из трех крупнейших религий нашего мира.








Хадж совершается в месяц зуль-хиджа по лунному календарю и состоит из серии обрядов (манасик).

Караваны паломников прибывают в Мекку к 7-му числу месяца зуль-хиджа и прежде всего совершают очистительный обряд принятия ихрама. В определенных традицией местах совершаются омовение, стрижка волос, обрезание ногтей. Ихрамом также называется специальная одежда, надеваемая при вступлении на Священную землю. Она состоит из двух кусков чистой белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (тальбийа):

Вот я перед Тобой, Боже, вот я перед Тобой!
Нет у тебя сотоварища! Вот я перед Тобой!
Воистину, хвала Тебе, милость и могущество!

Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества.

В это время запрещено заниматься торговлей, исполнять супружеские обязанности, проливать кровь, стричься, бриться, умащиваться благовониями. Нарушение этих запретов делает паломничество недействительным.

Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания волос. Смысл ихрама заключается во временном отказе от повседневных дел мирской жизни ради предстояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в Судный день.

Во время паломничества на этом маленьком участке земли можно встретить представителей разных народов и рас. Чтобы совершить хадж, человеку прежде всего необходимо быть духовно готовым для совершения такого поступка, для этого быть материально обеспеченным недостаточно. Облаченные в белые ритуальные одеяния – ихрам, на некоторое время уйдя от суеты мира сего, люди в едином порыве стремятся выполнить все обряды, связанные с хаджем. Невозможно выделить среди них богатых и бедных, знатных и простых. Все в одинаковых белых одеяниях, без внешних отличий – этим подчеркивается равенство людей перед Богом.

История совершения паломничества уходит своими корнями глубоко в прошлое. Каждый из совершаемых обрядов хаджа имеет свою предысторию, а паломник, повторяя их, как бы устанавливает связь с минувшими эпохами.

 
Умра
 

Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно также совершить и в любое другое время года, предпочтительно в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда умра совершается совместно с хаджем.

Во время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масджид аль-Харам, обходит Каабу (таваф), молится, пьет воду Замзама и семь раз пробегает между холмами Сафа и Марва (са\\\’й). Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. В исламе совершение самостоятельной умры считается актом личного благочестия и в отличие от хаджа необязательно.

 
Таваф
 

Необходимым элементом как малого, так и большого паломничества является таваф – хождение вокруг Каабы. Во время хаджа таваф совершается дважды: в первый раз при вступлении в Мекку (таваф ат-тахийа) и во второй раз при окончании обрядов хаджа (таваф аль-ауда). Кроме того, таваф может совершаться как акт благочестия жителями Мекки или ее гостями в любое другое время. Особенно почитаем пятничный таваф и таваф в месяц рамадан.

После совершения семикратного обхода Каабы необходимо подойти к месту у входа и произнести благодарность Аллаху, Пророку, просить милости и прощения за прегрешения. В заключение совершаются два рака\\\’ата: в первом читается сура 109, во втором – сура 112 (сурат аль-Ихлас – Очищение).

На территории аль-Масджид аль-Харам находится священный колодец Замзам.

Омовение в Замзаме и питье его воды являются важным элементом хаджа и умры. Паломники часто увозят домой воду Замзама в специальных сосудах.

Главное святилище ислама Кааба, источник Замзам, гора и долина Арафат были объектами религиозного поклонения еще в далекой древности.

Согласно мусульманским преданиям, первое святилище на земле – Каабу – воздвиг Адам. Это произошло так. На седьмом небе, под самым престолом Аллаха, находится величественный храм, который называется в Коране Домом посещаемым. Там ангелы совершают богослужения.

Изгнанный из рая Адам лишился возможности внимать молитвам, которые возносили ангелы. Поэтому он испросил у Бога разрешение соорудить земное подобие небесного храма. Аллах внял молитве Адама и послал к нему ангелов, которые и указали место, где должно быть воздвигнуто святилище. Оно оказалось в Мекке, точно под небесным храмом. Согласно некоторым представлениям, именно в этом месте расположены центр Вселенной и самая близкая к небу точка на земле.

Знаменитый Черный камень, вмурованный в угол внешней стены Каабы, был дарован Адаму Аллахом. Это был белый райский яхонт. В нем можно было увидеть рай. Черным он стал из-за порочности и грехов людей. Мусульмане считают, что тот, кто увидел при жизни рай, именно туда попадет после смерти. Говорят, в Судный день Камень воскреснет в облике ангела и засвидетельствует паломничество тех, кто прикасался к нему.

Ангелы научили Адама обрядам паломничества, сходным с теми, которые ныне совершают мусульмане во время хаджа.

Во время Всемирного потопа Кааба была поднята в воздух. Затем разрушилась. Дальнейшая история Каабы связана с пророком Ибрагимом – первым проповедником Единобожия.

Жена Ибрагима Сара была бесплодна. Она сама предложила мужу жениться на Хаджар (Агарь). Ибрагим воззвал к Богу: «Господи! Дай мне достойного!» И Бог обрадовал его кротким сыном. Ибрагим дал ему имя Исмаил («послушник Божий»). Сара приревновала мужа к Хаджар и потребовала изгнать ее вместе с сыном из дома. Чтобы обезобразить соперницу, Сара продырявила ей уши. Однако архангел Джабраил (Гавриил) принес Хаджар из рая украшение, которое она вдела в уши, и стала еще прекраснее. Отсюда, по преданию, пошел обычай носить серьги.

Следуя божьему откровению, Ибрагим увез Хаджар и Исмаила в Аравию – в Хиджаз. Всевышний открыл пророку, что там, в запустевшей Мекке, Ибрагим должен восстановить храм Божий – Каабу.

Ибрагим оставил Хаджар и сына в пустынной Мекканской долине, где не было ни воды, ни растительности, и обратился к Богу: «Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего Дома священного, Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним, и одели их плодами, может быть они будут благодарны!»

Запасы воды у матери с сыном иссякли, а Хаджар не могла найти источник, чтобы утолить жажду Исмаила. Изнемогая под палящим солнцем, она в поисках воды металась между холмами Сафа и Марва. Семь раз она пробежала между двумя холмами. В память об этом во время хаджа паломники совершают обряд пробега между теми же холмами.

Вернувшись в отчаянии к сыну, Хаджар увидела, как он, плача, ударил ножкой по иссохшей земле и как вдруг из-под его пятки забила ключом вода. На этом месте находится священный источник Замзам.

Однажды Бог подверг Ибрагима великому испытанию. Ибрагим часто приезжал навестить Хаджар и Исмаила. Как рассказывает предание, однажды он увидел во сне, что должен исполнить данный им обет: принести в жертву Богу своего первенца. Сон приснился Ибрагиму, когда он гостил в Аравии, и повторялся несколько ночей подряд. Ибрагим решил исполнить повеление Всевышнего. 10-го числа в месяц зуль-хиджа он приказал Исмаилу отправиться с ним в путь и захватить при этом нож и веревку, чтобы совершить жертвоприношение. Отец и сын отправились к горе Мина. По дороге они встретили Иблиса (дьявола), который принял облик старца.

– Куда держишь путь, Исмаил? – спросил Иблис.

– Мы с отцом хотим принести жертву Богу, – ответил тот.

– Ведомо ли тебе, что за жертву намерен принести твой отец Богу?

– Нет.

– Да ведь это не кто иной, как ты сам! Я здесь, чтобы предупредить тебя. И мой тебе совет: не иди туда, куда ты держишь путь.

– Скажи мне, старец, по воле отца эта жертва или по Благоусмотрению Божьему?

– По благоусмотрению Господа его.

– Если это правда, как смею я идти против воли Господа моего?

Таким образом, Иблису не удалось зародить и малой толики сомнения в сердце Исмаила. Говорят, на пути к горе Мина Иблис трижды подступал к Исмаилу, но каждый раз тот отгонял дьявола камнями.

Эта история воспроизводит обряд бросания камешков паломниками во время хаджа.

Когда отец и сын поднялись на гору Мина, Ибрагим поведал Исмаилу о Божьем повелении. В Коране об этом испытании Ибрагима говорится так: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь». Он сказал: «Отец мой, делай, что тебе приказано, ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб и воззвал. Мы к нему: «О Ибрагим! Ты оправдал видение».

Так мы вознаграждаем добродеющих! Поистине это – явное испытание. И искупили Мы его великой жертвой. И оставили Мы над ним в последних: «Мир Ибрагиму!» Так вознаграждаем Мы добродеющих! Ведь он был из рабов наших верующих. И обрадовали Мы его Исхаком, пророком из достойных, и благословили и его, и Исхака».

Архангел Джабраил дал им с неба барана, которого принесли в жертву вместо Исмаила. В преданиях говорится, что рога того жертвенного барана еще при жизни Мухаммеда были выставлены в Каабе для всеобщего обозрения.

10-го числа месяца зуль-хаджа в память об испытании Ибрагима празднуется главный мусульманский праздник – ид аль-адха (Курбан-байрам) – праздник жертвоприношения.