Ноябрь 01st, 2008 | 12:00 дп

Трещина через сердце

  • Елизавета КАСУМОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В Центре культуры Русской общины Азербайджана состоялся концерт, посвященный памяти Александра Галича
В октябре этого года ему исполнилось бы 90 лет. К сожалению, его не стало задолго до этой даты. Но ставшие бардовской классикой песни Галича живут, их поют по всей планете, они и сегодня актуальны, потому что в них затрагиваются вечные темы – бодрствующей совести, гражданского мужества, отстаивания своей гражданской позиции, да и просто потому, что они написаны безгранично талантливым человеком.





Галич родился в 1918 году, его раннее детство прошло в Днепропетровске, Севастополе и Баку. В 1923 году семья перебралась в Москву, где и осела надолго. Окончив девятый класс десятилетки, он подал документы одновременно в Литературный институт и Оперно-драматическую студию Станиславского, на драматическое отделение, и был принят в оба престижных учебных заведения. Однако первое он покинет почти сразу, из второго уйдет в только что открывшуюся студию под руководством Алексея Арбузова, где блистательно сыграет одного из героев в спектакле «Город на заре». Во время войны с фашистской Германией он будет работать у Валентина Плучека под Ташкентом, разъезжая с показами спектаклей по фронтам. Здесь он будет выступать и как актер, и как поэт и композитор. Но славу он обретет как драматург, после премьеры в Ленинграде спектакля по его пьесе «Походный марш». С этого момента в 50-е годы Александр Галич становится преуспевающим драматургом.

А в начале 60-х Галич начинает писать и исполнять под гитару песни, имеющие достаточно четкую политическую направленность. Как сказал Гете, «Если мир дал трещину, то она должна пройти через сердце поэта». Трещиной, прошедшей через сердце Галича, стала правда о сталинской эпохе, развенчание политического кумира и всех насаждаемых им идеалов и представлений. Свою боль он выплакивал под гитару. Слава Галича-барда продолжает расти. В марте 1968 года на фестивале песенной поэзии «Бард-68», проходившем при полном аншлаге в новосибирском академгородке во Дворце физиков «Интеграл», Галич, который начал свое выступление с песни «Промолчи» («Промолчи – попадешь в палачи»), задавшей тон всему выступлению, был награжден призом и почетной грамотой Сибирского отделения Академии наук СССР, где было написано: «Мы восхищаемся не только вашим талантом, но и вашим мужеством…»

В августе 1968 года потрясенный вводом советских войск в Чехословакию, Галич написал «Петербургский романс». Впрочем, по словам одного из ведущих авторов бакинского Клуба авторской песни Ибрагима Имамалиева, песня эта была написана несколько раньше. Тем не менее она настолько была им созвучна, что вскоре в верхах был поднят вопрос об «антисоветских песнях» Галича. Он был исключен из обоих Союзов – и писателей, и кинематографистов.

А после выхода на Западе в издательстве «Посев» сборника его песен Галичу дали понять, что ему лучше будет убраться из страны. И он вынужден был покинуть ее. Он уехал в Осло, затем в Мюнхен и, наконец, в 1974 году в Париж – город, который станет последним пристанищем поэта. В декабре 1977 года там его настигнет совершенно нелепая смерть.

Сегодня Галич признан одним из основателей искусства советских бардов. 

С особенным трепетом готовились к вечеру памяти этого удивительного поэта бакинские барды.

– Мы все перед ним в долгу, – считает Ибрагим Имамалиев. – Лично я испытываю необъяснимое чувство вины перед этим человеком – за его судьбу, за его смерть…

И потому, наверное, таким душевным получился задуманный участниками Клуба авторской песни «Баку» концерт, в котором прозвучали песни и стихи юбиляра в мастерском исполнении Ибрагима Имамалиева, Джавида Имамвердиева, Георгия Черногорова и других членов клуба. Взволнованные зрители не торопились расходиться даже после того, как творческий вечер поэта закончился. На бардовских концертах как-то не принято дарить цветов – быть может, потому, что поют в них в основном мужчины, да и тематика песен не располагает к сентиментальности. Чувство благодарности по отношению к исполнителям здесь выражается овациями и возгласами «Браво!», которых и на этом концерте было немало. Но меня поразила пожилая женщина, подошедшая под занавес к Ибрагиму Имамалиеву и протянувшая ему ручку-самописку, сказав при этом:

– У меня просто больше ничего нет с собой. Я так благодарна вам за концерт, за ваши песни, за память о Галиче…