Ноябрь 07th, 2008 | 12:00 дп

Возможность для прорыва

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Миротворческая акция Москвы: первичные результаты и реакции
Итак, операция «по принуждению к миру», спроецированная на нагорнокарабахский конфликт в виде посреднической инициативы президента Д.Медведева, состоялась. Она увенчалась Декларацией президентов Азербайджана, Армении и России по Нагорному Карабаху. Стоит отметить, что Декларация является первым документом, принятым за последние 14 лет после заключения в 1994 году перемирия между конфликтующими сторонами. Сам по себе – это значимый факт, указывающий на то, что Азербайджан и Армения, увязшие в бесплодных переговорах в течение долгих лет, решились взять на себя под патронажем президента РФ и сопредседателей Минской группы ОБСЕ определенные политико-правовые обязательства добиваться урегулирования конфликта мирным путем, на основе компромиссных решений.

Однако именно в этой позиции заложено одно из главных противоречий переговорного процесса. Речь идет о существенном различии в позициях участников переговоров, суть которого в том, что Армения вооруженным путем вывела Нагорный Карабах из-под контроля Азербайджана, закрепив вооруженную аннексию оккупацией семи густонаселенных азербайджанских районов вокруг административных границ бывшей НКАО. В итоге Армения может позиционировать себя в качестве сторонницы исключительно мирных переговоров, не утруждаясь реальными компромиссами. Суррогатным компромиссом как предметом торга ей служат оккупированные азербайджанские территории в обмен на признание суверенитета Нагорного Карабаха. Но за эти выгоды армянской стороне приходится расплачиваться транспортной блокадой.

Пятидневная война в Грузии обнажила всю уязвимость этого блокадного положения Армении. Несмотря на все старания России и Ирана поддерживать ее экономически, хрупкость ее геостратегического положения на фоне нестабильной ситуации в Южно-Кавказском регионе, чревата еще большей геоэкономической и геополитической изоляцией страны. Армении не остается иного выбора, как идти на реальные компромиссы.

В свете сказанного обостряется еще одна важная сторона противостояния конфликтующих сторон: готовы ли они к конструктивному диалогу и неизбежным компромиссам? Это очень непростой вопрос, способный превратиться в какой-то момент в главный «камень преткновения» на пути мирного урегулирования конфликта. Современные геополитические реалии будут вынуждать стороны искать приемлемые компромиссы, но требуется еще осознание необходимости в них на уровне массового сознания.

 
Декларация – это еще не прорыв
 

Но содержащиеся в ней положения открывают возможность прорыва в переговорном процессе. При условии проявления воли и элементарной политической честности (а не демагогии) с обеих сторон. Так, согласно этой Декларации, стороны конфликта взяли на себя обязательство «способствовать оздоровлению ситуации в Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорнокарабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов, что создает благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе». Эта позиция предполагает безусловный приоритет принципов и норм международного права, в рамках которых и должны приниматься соответствующие договоренности о создании в регионе благоприятных условий для развития и сотрудничества, если суметь преодолеть конфронтационную инерционность.

Далее в Декларации подчеркивается важность «продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 года и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования». Следует отметить, что история нагорнокарабахского конфликта накопила множество вариантов и комбинаций принципов разрешения конфликта. Так, на Лиссабонском саммите (1996) в заявлении действующего председателя ОБСЕ были сформулированы три принципа урегулирования армяно-азербайджанского конфликта:

– территориальная целостность Республики Армении и Азербайджанской Республики;

– правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении, основанном на самоопределении, предоставляющем Нагорному Карабаху наивысшую степень самоуправления в составе Азербайджана;

– гарантированная безопасность Нагорного Карабаха и всего населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения всеми сторонами положений об урегулировании. Эти принципы были заблокированы Арменией, предпочитавшей пакетный подход к урегулированию конфликта, в основе которого – безоговорочное признание суверенитета, самостоятельности Нагорного Карабаха в обмен на освобождение от армянской оккупации азербайджанонаселенных районов, прилегающих к территории НК.

В последующие годы Минской группой ОБСЕ предлагались другие варианты урегулирования конфликта. Но каждый раз предлагаемые подходы отклонялись то одной, то другой стороной конфликта. Наконец, сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили 29 ноября 2007 года в Мадриде министрам иностранных дел АР и РА предложения «о справедливых, взаимоприемлемых бесстрастных и сбалансированных базовых принципах мирного урегулирования конфликта». Их суть, согласно информации заведующего отделом внешних связей президентского аппарата АР, сводилась к следующим основополагающим моментам: «На первом этапе предусматривается освободить 5 из 7 прилегающих к бывшей НКАО районов, а затем – Лачин и Кяльбаджар». В дальнейшем предстоят разминирование, реабилитационные и строительные работы, размещение международных миротворцев, возврат беженцев на оккупированные территории, открытие коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. «Азербайджанская Республика согласна на открытие железнодорожного сообщения Баку–Нахчыван и продление его до Еревана. Вся эта работа займет 15–20 лет, а после этого будет определен статус НК». (См. Али Аббасов «Пражский процесс…», «АК» за 09.03.08)

По мнению же руководителя Международной кризисной группы Сабины Фрейзер, «урегулирование должно включать в себя отказ от применения силы; вывод армянских сил из всех регионов Азербайджана, окружающих Нагорный Карабах; полное возвращение всех вынужденно переселенных азербайджанцев; договоренность о временном статусе Нагорного Карабаха и оказание значительной помощи международным сообществом, включая развертывание миротворческого контингента; взаимное согласие на проведение голосования по вопросу об окончательном статусе Нагорного Карабаха; создание соответствующих демократических условий». С.Фрейзер утверждает, что именно этот документ был представлен сопредседателями сторонам в Мадриде. (См. Али Аббасов, «АК» за 09.03.08)

Однако в связи с президентскими выборами в Азербайджане и Армении переговорный процесс был прерван. Теперь в соответствии с принятой Декларацией лидерам двух конфликтующих государств предлагается вернуться к «мадридским» предложениям на предмет их рассмотрения в качестве базовых принципов урегулирования конфликта. Причем, как отмечается в Декларации, стороны также согласились, что «достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов». Однако до сих пор неизвестно, какие именно разногласия существуют по поводу мадридского проекта.

Во всяком случае, как указывается в Декларации, президенты Азербайджана и Армении согласились «активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ». Такая постановка намерений сторон в известной мере обнадеживает.

Декларация завершается признанием сторонами важности создания условий для «реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию». Но как преодолевать накопившуюся за двадцать с лишним лет инерцию вражды и недоверия между Арменией и Азербайджаном – ответ на этот вопрос отсутствует по обе стороны конфликта.

 
 
ПЕРВЫЕ РЕАКЦИИ
 

«Актом серьезного сближения могло бы стать постепенное согласие Армении на возвращение азербайджанских беженцев в Нагорный Карабах, откуда они были незаконно и жестоко изгнаны в начале 90-х годов, и создание органов власти, в которых было бы адекватное, предпочтительно равное представительство армянской и азербайджанской стороны».

Максим Шевченко,
член Общественной палаты РФ
* * *

«Очевидно, что один из ключевых принципов в нагорнокарабахском конфликте является принцип самоопределения, что уже подразумевает участие «НКР». К тому же, говоря о принятых решениях и документах, нельзя не упомянуть саммиты ОБСЕ, где «НКР» признавалась стороной и конфликта, и переговорного процесса».

Давид Бабаян, политолог
* * *

«Принцип соблюдения территориальной целостности является основополагающим среди других принципов, отраженных в международном праве и во всех других международных документах».

Хазар Ибрагим,
пресс-секретарь МИД Азербайджана