Ноябрь 08th, 2008 | 12:00 дп

Плановый форс-мажор

  • Паша ВЕЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Вопреки прогнозам, кризису и здравому смыслу, новый госбюджет отличается чрезвычайным оптимизмом
Госдума приняла окончательный вариант федерального трехлетнего бюджета. Несмотря на падение цен на нефть, обвал на фондовых рынках и очевидные проблемы в российской финансовой системе. В результате чрезвычайным новый трехлетний бюджет назвать трудно. Да и самого кризиса, по логике думцев, в России нет, а есть только недоброй памяти «временные трудности». Тем не менее в бодрых выступлениях парламентариев звучали нотки тревоги, а в беспримерно оптимистичном проекте бюджета появился мощный антикризисный механизм.

Утвержденный Думой проект бюджета стал результатом компромисса.

Правительство предпочло не акцентировать внимание на том, что произойдет, если внешняя и внутренняя конъюнктура будет по-прежнему ухудшаться, войдя в противоречие с заложенными в бюджете параметрами. Депутаты предпочли не задавать много вопросов и свели антикризисную составляющую бюджета к выделению дополнительных средств на поддержку финансового рынка. Нынешнее падение сырьевых цен парламент проигнорировал. Законодатели полагают, что инфляция в стране станет однозначной и в следующем году снизится до 8,5%. Доходы бюджета, утвержденные Думой, также не подверглись изменениям. К тому же Минфин не поддержал депутатское предложение о формировании бездефицитного бюджета. В итоге главный финансовый документ страны, хотя цены на нефть марки Urals упали сейчас до 60 долларов за баррель, рассчитан по цене 95 «условных единиц» за столь же «условную бочку».

Прогнозы по инфляции на следующий год депутаты также не пересмотрели. Впрочем, эти прогнозы никогда особой объективностью не отличались. Пока что на 2009 год инфляция заложена в размере 8,5%. Цифра уже сейчас представляется фантастичной, учитывая, что на текущий год официальный показатель инфляции (первоначально установленный в размере 7%) был изменен до 10,5–11,8%. А после вливания денег в экономику для устранения проблем с ликвидностью Центробанк и Минфин признали, что прогноз на этот год вновь придется пересмотреть в сторону увеличения – вплоть до 13%. К тому же стимулирующее воздействие на инфляцию может оказать девальвация рубля. Последнее неизбежно, уверяют сегодня все ведущие деловые издания. Вопрос только в том, насколько плавным будет падение национальной валюты.

Впрочем, рядовым гражданам, по мысли властей, беспокоиться об этом не стоит. По словам Алексея Кудрина, даже при ценах на нефть ниже 50 долл. за баррель все социальные обязательства государство выполнит. А если ситуация сложится еще хуже, кабинет министров сумеет все оперативно поправить. Для этого правительству дали «волшебную кнопку», при помощи которой можно на ходу менять правила игры. Говоря конкретно, отныне исполнительная власть получила право перераспределять средства внутри бюджета по своему усмотрению. Поправки устанавливают, что до 1 января 2010 года показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены правительством без корректировки общего объема запланированных средств. А это позволит правительству уже в следующем году без внесения поправок в трехлетний бюджет использовать Резервный фонд и остатки федерального бюджета на сокращение долговых обязательств и заимствований, поддерживая сбалансированность федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов.

Собственно, именно эта строчка, по мнению целого ряда экспертов, и делает принятый проект бюджета чрезвычайным и антикризисным. Дело в том, что идея дать правительству право оперативного управления бюджетом уже обсуждалась, но была отвергнута депутатами: парламентарии сочли слишком рискованным в кризисное время предоставлять правительству такие полномочия. Правительство, в свою очередь, отступать не стало, поэтому депутаты вернули бюджет во второе чтение и проголосовали за документ заново. Отныне возможность кабинета министров перераспределять средства внутри бюджета может быть ограничена только решением специально создаваемой комиссии, куда войдут депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, по семь человек от каждой палаты парламента. А значит, исполнительная власть будет распоряжаться бюджетными деньгами практически бесконтрольно. А делать перетасовку финансовых приоритетов придется часто. Сам министр Кудрин признал, что бюджетная система в нынешней ситуации не может компенсировать все риски, которые возникают в реальном секторе экономики в связи с мировым финансовым кризисом. Следовательно, тушить пожар экономического спада правительство будет по мере появления новых очагов возгорания. И рассуждать в такой ситуации о демократии, парламентаризме и хваленой системе сдержек и противовесов явно несвоевременно.

 
 
КОММЕНТАРИИ
 

Владимир Селин, директор Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, доктор экономических наук, заслуженный экономист России:

– В результате экономических преобразований в последние 15 лет Россия оказалась сильно «втянута» в глобальный рынок. Достаточно сказать, что из-за резкого сокращения внутреннего спроса мы сейчас поставляем за рубеж около 40 процентов углеводородного сырья, более половины металлов. А самой экспортно-ориентированной оказалась отрасль минеральных удобрений, продающая почти 80 процентов производимой продукции. Естественно, что последствия финансового кризиса скажутся и на нашей стране. На мой взгляд, опасен не сам по себе финансовый обвал и лихорадка на фондовых биржах, снижение капитализации крупнейших банков и компаний. Подавляющее большинство людей от этого бесконечно далеки, не очень представляют, что такое ценные бумаги и зачем они нужны. Опасны последствия кризиса: снижение темпов роста экономики, а иногда и рецессия, то есть абсолютное уменьшение объемов производства, падение спроса, снижение уровня занятости и так далее. Государству просто нужно больше внимания уделять регулированию цен и тарифов, в первую очередь у естественных монополий. Ведь сегодня совершенно понятно, что времена либерального капитализма прошли безвозвратно. В целом, на мой взгляд, преодоление последствий финансового кризиса будет происходить на основе и в прямой зависимости от увеличения роли государства. И важно, чтобы у нас оно не увлеклось безудержным усилением централизма, а усилило роль и полномочия регионов. В том числе в вопросах регулирования цен и тарифов.

* * *

Депутат Государственной Думы от Тамбовской области Алексей Плахотников:

– Основную часть 2008 года мы в бюджетно-финансовом плане прожили достаточно неплохо, в том числе благодаря существовавшим ценам на нефть. Есть уверенность в том, что и следующий год пройдет достаточно стабильно, поскольку его основные параметры формировались с учетом цены на нефть на мировом рынке по 70 долларов за баррель. То есть каких-то резких коррекций бюджетных показателей с этой стороны не стоит ожидать. Но даже если цена упадет ниже обозначенной отметки, финансовые резервы, накопленные государством за последние несколько лет, позволят сохранить социально-экономическую стабильность.