Ноябрь 16th, 2008 | 12:00 дп

Лучшая в мире Кармен

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (1)
    Loading ... Loading ...

    (Из воспоминаний внучки Фатмы Мухтаровой Светланы Курочкиной)
    Теперь, когда уже минул век XX, а с наступлением XXI века появляются новые яркие дарования в искусстве, звезда Фатмы ханум Мухтаровой все еще шлет нам свой немеркнущий свет. Настоящий талант проверяется временем, оно его главный оценщик и судья. Четкое осознание этого пришло ко мне после выхода в свет моей книги «Повесть об актрисе», ее презентаций и представлений на страницах газет, журналов, на телевидении. Меня находили через интернет, общих знакомых, в том числе и людей из ближнего и дальнего зарубежья.

    Все просили книгу – и в итоге она теперь «обитает» в Москве, в Музее музыкальной культуры имени Глинки; у частных лиц в странах СНГ, а также в США, Израиле, Германии. Благодаря изданию завязались новые, неожиданные знакомства. Я поняла, что Фатму Мухтарову помнят и хранят эту память, несмотря на прошедшие десятилетия, почти целый век. Это тем более удивительно, ведь сама Фатма Мухтарова для своего увековечения ничего не предпринимала: она отказывалась от ролей в кино, от записей пластинок и даже не захотела позировать знаменитому художнику Исааку Бродскому в костюме Кармен. Она просто жила сценой, творчеством, вела неспокойную гастрольную жизнь, любила людей, и, что самое главное – она умела и могла быть свободной, а это – весьма редкое качество. Ценителями и почитателями ее дарования были художник Исаак Бродский, актеры Николай Черкасов и Михаил Жаров, поэты Сергей Есенин и Анна Ахматова, композиторы Рейнгольд Глиэр, Константин Листов, Захарий Палиашвили. Но самое главное, ее любил зритель, который не пропускал ее спектаклей и засыпал письма, где искренне и истово выражал ей свою любовь.

     
    «Талант должен голодать»
     

    Она родилась в южноиранском городе Урмия. Ее мать – татарка, родившаяся в Польше Сара Хасеневич, отец – азербайджанец из Ирана Аббас Рзаев. Он имел красивый голос и прекрасно играл на таре. Голос и артистизм Фатмы – от отца, слишком рано ушедшего из жизни. Это случилось в России, куда молодая семья отправилась в поисках лучшей жизни. Прошло время, и Сара вышла замуж за Саттара Мухтарова, тоже азербайджанца – выходца из Ирана (так Фатма стала Мухтаровой). Семья бедствовала. Маленькой Фатме приходилось несладко: голод, побои, беспросветная нищета.

    Ей уже исполнилось семь лет, когда семья оказалась в столице империи – Санкт-Петербурге. Именно здесь, в огромном городе холодным зимним днем, в одном из проходных дворов-колодцев Фатма запела неожиданно для самой себя: от отчаяния и мучительного голода. Вокруг маленькой певуньи стали собираться люди, к тому же во дворе-колодце оказалась прекрасная акустика, и Фатму услышали за двойными стеклами квартир: посыпались деньги. Первый гонорар оказался неплохим. С этого момента ее участь была предопределена. Она пополнила ряды бродячих уличных артистов и вскоре стала среди них своего рода знаменитостью. Особенно хорошо запомнили ее в Саратове, куда она вскоре переехала со своей семьей. Ее выступления на улицах собирали толпы. Об одном из выступлений «Кати»-шарманщицы вспоминала впоследствии известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова. Будучи простой фабричной девчонкой в Саратове, она на фабричном дворе услышала пение Кати-Фатмы, и ей так понравилось ее исполнение, что она отдала ей свои последние деньги.

    Привлекало пение талантливой девочки и представителей саратовской интеллигенции. В дальнейшем особую роль в ее судьбе сыграл Николай Михайлович Архангельский, известный журналист и редактор газеты «Саратовский листок», который в своей газете обратился к саратовским меценатам с призывом: «Не дайте погибнуть таланту».

     
    Именитый однофамилец
     

    В Саратове долго помнили благотворительный концерт в музыкальном училище, собравший огромное количество зрителей. Как писали в газетах, сбор был «шаляпинский». Деньги, собранные на этом концерте, должны были пойти на ее обучение в консерватории. Так Фатма стала студенткой Саратовской консерватории в классе профессора М.Е.Медведева. В помещении, где он занимался со студентами, висел большой портрет П.И.Чайковского с его дарственной надписью: «Михаилу Ефимовичу: он был первым исполнителем роли Ленского в опере «Евгений Онегин». Михаил Ефимович тратил много сил на свою ученицу. Опекал и защищал ее и Н.М.Архангельский, считавший Фатму своей «крестницей по искусству».

    Труднее всего, как обычно, разрешались финансовые проблемы. Для того чтобы заработать себе на необходимый прожиточный минимум, Фатма во время летних каникул совершала гастрольные поездки с небольшой бригадой артистов. Это было рискованное мероприятие, потому что студентам консерватории не разрешалось гастролировать и за это могли исключить из учебного заведения. Но другого выхода не было. Зато благодаря этой авантюре Фатма впервые попала в Баку. Это был 1913 год. Здесь Фатма чувствовала себя как рыба в родных водах. Но первый концерт в старом тагиевском театре не принес ожидаемого успеха. Ее встретили настороженно: это были времена, когда женщины-мусульманки еще не выходили на сцену. Зато судьба подарила ей встречу с Гусейном Сарабским, который сразу оценил талант Фатмы и проникся сочувствием к студентке, зарабатывавшей на жизнь нелегальными гастролями. У него родилась идея – найти ей, как сейчас говорят, спонсора. Сарабский решил попытать счастья у богатого нефтепромышленника Мухтара Мухтарова и склонить его к спонсорской поддержке своей однофамилицы. Акция удалась, и два года Фатма получала из Баку деньги, которые ей были так необходимы.

     

    Федор Шаляпин: «Можно идти на сцену»

     

    Проучившись два года в Саратовской консерватории, Фатма поехала в Москву. Там друзья уговорили ее пойти на прослушивание к Шаляпину и узнать его мнение о своих способностях. Шаляпин согласился принять начинающую актрису в своем особняке у Смоленского рынка. Попав в гостиную великого певца, Фатма оробела. Но Федор Иванович оказался человеком очень приятным в общении, добрым и гостеприимным. Он послушал пение Фатмы (на рояле подыгрывала его старшая дочь Ирина) и сказал: «Голос поставлен прекрасно. Можно идти на сцену. Если есть сценическое дарование, то выйдет большой толк, а если нет, то научиться этому нельзя». Потом он подошел к роялю и пропел что-то из того, что исполняла ему Фатма. Это был блестящий и запоминающийся урок. После разговора с Шаляпиным у Фатмы словно крылья выросли за спиной, и она решила попытать счастья в частной опере Зимина, который как раз набирал труппу на конкурсной основе. Условия конкурса были жесткими, она очень волновалась, но была принята в труппу театра. На сцене этого театра Фатма Мухтарова пела с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой. Здесь ей довелось увидеть и услышать многих европейских знаменитостей.

     

    Сергей Есенин: «Таких женщин надо носить на руках»

     

    Потом было замужество, рождение дочери Лейлы, первый выход в роли Кармен на сцене Саратовского театра. Этот спектакль оказался самым знаковым в ее жизни. В процессе подготовки к спектаклю она изучила и освоила элементы испанского танца, специфику движения и походки испанских цыганок, блестяще овладела игрой на кастаньетах. Во всех театрах, включая Большой и Мариинский, она пела Кармен и танцевала, аккомпанируя себе на кастаньетах.

    Дебют Фатмы Мухтаровой в роли Кармен состоялся 31 декабря 1918 года, холодным и снежным предновогодним вечером. Саратовские зрители, помнившие Катю-шарманщицу, стали свидетелями явления новой, необычной Кармен. Газеты тех лет писали по поводу Кармен-Мухтаровой, что «начиная с первых же шагов на сцене артистка продемонстрировала уверенность и абсолютно верную интерпретацию характера и поведения, каждого движения экспансивной, непосредственной натуры цыганки Кармен. Без переигрывания артистка проводит живо и ярко завязку любви к Хозе, прелестно (в вокальном отношении) пополнив первые две арии, а сцену в кабаке, с двумя труднейшими ариями доводит до такой нервной высоты, что заставляет слушать себя с необыкновенным подъемом. И, наконец, истинно изумительная игра четвертого акта привела в восхищение весь зал. Можно безошибочно сказать, что Мухтарова будет одной из лучших Кармен в России»…

    Продолжение следует
    • Leyli Hasanova

      Подскажите, пожалуйста, на каком кладбище похоронена Фатьма Мухтарова?

    • Джаннет Сейидова

      Замечательная, легендарная певица. И незаслуженно почти забытая.