Ноябрь 16th, 2008 | 12:00 дп

Работа на будущее

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Loading ... Loading ...

    Эксклюзивный материал газете «Азербайджанский Конгресс» представляет вице-президент ВАК, президент ЗАО «Крокус Интернэшнл» Арас Искендерович Агаларов
    Финансовый кризис стал реальностью глобальной экономики. Остается только вопрос – в какой степени кризис фондового рынка и кредитов скажется на реальном секторе экономики и как долго он продлится. Предварительные показатели за третий и четвертый кварталы текущего года уже свидетельствуют о начале спада в производстве. Финансовый кризис вносит свои коррективы в экономическую жизнь нашей страны, поскольку за последнее десятилетие экономика России стала частью глобального мирового хозяйства. Темпы экономического роста замедляются, хотя согласно оценкам международных институтов российская экономика сохранит в 2009 году общую позитивную динамику.

    Возможности противостоять разрушительному влиянию глобального финансового кризиса на российскую экономику связаны с накопленными золотовалютными резервами и с тем, что удельный вес финансового сектора в нашем хозяйстве меньше, чем в западных странах. Так, согласно исследованию ФСФР Россия не принадлежит к числу стран с развитым финансовым сектором и занимает всего 36-е место в общем мировом рейтинге. К операциям на фондовом рынке имеет отношение только около 0,5% населения, в то время как в США – порядка 80%.

    Именно чрезмерное увлечение финансовыми операциями и вложениями средств в фондовый рынок создало предпосылки для возникновения нестабильности в экономике западных стран. Дело в том, что в ходе развития финансового рынка появилось огромное количество различного рода производных ценных бумаг, связанных с обязательствами его участников. Они сформировали гигантские финансовые потоки, не обеспеченные материальными средствами или реальными активами. Между тем свойством данного рынка является подверженность влиянию настроений и мнимых представлений участников о его развитии, что часто приводит к нарушению равновесия на рынке и возникновению массового психоза.

    В отличие от западной системы в российской экономике фондовый рынок существует в определенной степени сам по себе. В России есть свои более важные индикаторы – нефть, газ, металлы, цены на которые реально влияют на экономическую ситуацию в стране. В этих условиях важно правильно использовать их для построения рациональной экономической политики.

    Однако в последние годы наблюдалась явная переоценка тенденции к росту мировых цен на нефть. Достигнутый к середине года уровень цены в 140 долл. за баррель был явно спекулятивно завышен. Столько может стоить оливковое масло, но не нефть. Между тем российский бюджет 2008 года формировался на основе именно таких доходов в расчете на огромные поступления от экспорта. К сожалению, не учитывалось то обстоятельство, что не было никаких объективных экономических причин роста цен на энергоносители в десять раз с конца 90-х годов.

    Оценивая ситуацию ретроспективно, одним из важнейших условий противостояния кризису мог бы стать развитый реальный сектор экономики, расширенное производство востребованных товаров и услуг. Наряду с этим действенным фактором эффективного функционирования экономики является наличие развитой общей инфраструктуры, т.е. систем связи, транспорта, дорог, аэропортов, торгового и гостиничного секторов и т.п. Это те области, в которые необходимо вкладывать средства, чтобы создавать экономическую базу, способную противостоять кризисам в отдельных секторах хозяйства, включая финансовый. Развитая диверсифицированная экономика обеспечивает защищенность от временных конъюнктурных колебаний в мировом хозяйстве.

    Можно предполагать, что именно благодаря общей экономической мощи и развитости производства Соединенные Штаты будут одним из первых государств, которые преодолеют возникший финансовый кризис и его последствия в производстве.

    Тепличная для России экономическая ситуация заканчивается. Цены на нефть начали стремительно снижаться и находятся уже на уровне ниже, чем было предусмотрено в бюджете. В 2009 году вряд ли можно рассчитывать на какой-либо профицит бюджета. А это значит, необходимо перестраивать экономическую политику и стремиться создавать благоприятную для развития среду.

    К сожалению, российская экономическая действительность не способствует динамичному прогрессу. В стране продолжают существовать неоправданные административные барьеры, высокие ввозные пошлины на многие товары, оставляют желать лучшего инвестиционный климат и среда обитания. Так, для реализации какого-либо нового проекта необходимо провести сотни документальных согласований, в ходе проведения работ проект подвергается многим десяткам формальных проверок со стороны различных контролирующих организаций. Все это занимает массу времени, отвлекает большие силы от основной работы, замедляет развитие производства.

    По этим причинам зарубежные инвесторы негативно оценивают общие экономические условия в России для капиталовложений. Именно это стало одним из первых факторов оттока иностранного капитала из страны в августе этого года, когда активно начали проявляться признаки финансового кризиса. В этих условиях чрезвычайно важной является правильное использование экономических рычагов для поддержания хозяйственной активности и стабильности. В частности, одним из самых действенных факторов становится кредитная политика, предоставление банкам и предприятиям средств по реальным процентным ставкам.

    Между тем сложившаяся на российском рынке ситуация в ходе реализации мер правительства по преодолению финансового кризиса характерна тем, что коммерческие банки выдают кредиты производственным предприятиям по ставкам, вдвое и более превышающим ставку рефинансирования Центрального банка. Это создает невозможные условия для продолжения производственной деятельности, что в конце концов ведет реальный сектор экономики к сокращению производства и к кризису. Более того – банки в ходе реализации проектов пересматривают условия уже выданных кредитов и повышают по ним ставки. В этой связи правительство должно жестко контролировать условия расходования выделяемых средств для поддержания банковского сектора и кредитного рынка.

    Еще одним эффективным действием, направленным на смягчение последствий финансового кризиса, могло бы стать снижение налогов. Известно, что на протяжении нескольких последних лет государственный бюджет сводился со значительным профицитом, размер которого был примерно равен половине суммы основных собираемых налогов. Если бы государство использовало данную ситуацию для снижения налогов, это создало бы мощный стимул для развития реального сектора экономики, который значительно эффективнее способствовал бы противостоянию кризисным явлениям, чем простое накопление резервных средств, содержащихся к тому же на счетах в иностранных банках. К сожалению, правительство отказалось от идеи снижения НДС. Более того, налоговая нагрузка на производителей в ближайшие годы может увеличиться в связи с планируемой заменой единого социального налога на страховые взносы по повышенной ставке.

    Вместе с тем в новой ситуации есть свои позитивные стороны. Снижение мировых цен на нефть должно привести к уменьшению цен на энергоносители на внутреннем рынке, если в стране будут поддерживаться соответствующие условия для нормального экономического развития и ведения бизнеса. В свою очередь, это означает сокращение издержек предприятий на производство товаров. Они должны вследствие этого снизить внутренние цены на свои изделия. По логике вещей это должно способствовать ограничению и снижению инфляции.

    Исчезнет также такой отрицательный фактор инфляции, как накачивание денежной массы в стране за счет выпуска рублей, идущих на закупку валюты, получаемой экспортерами энергоносителей. Сокращение «легких» доходов от высоких цен на нефть должно развернуть внимание экономических ведомств государства в сторону развития реальной экономики и внутренних производственных мощностей. Именно такой путь развития будет способствовать стабильному движению экономики страны вперед.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что возможности противостояния финансовому кризису заключаются прежде всего в проведении гибкой экономической политики и в создании эффективного механизма управления хозяйством, в построении благоприятной среды, привлекающей инвесторов и обеспечивающей стабильный рост.