Ноябрь 23rd, 2008 | 12:00 дп

Всевременность

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Loading ... Loading ...

    Говорят, штампы – это бывшие открытия. Справедливо. Ибо речь о развитии, без которого история превратилась бы в бесконечное механистическое воспроизведение одного и того же. Но есть категория, к которой формула об открытиях и штампах не приложима. Речь о классике. Она вырастает из гения. А он не девальвируется, и все рожденное им со временем только обретает новую глубину и красоту старого серебра. Такова и музыка великого Кара Караева. О концерте, посвященном К.Караеву, его программе и исполнителях «АК» подробно писал в прошлом номере, где цитировалось и суждение самого Кара Абульфазовича о сути и цели музыки. Сегодня мы публикуем суждения о классике некоторых ценителей его искусства, побывавших на концерте. Он состоялся 18 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках международного фестиваля современной музыки «Московская осень».

    Что для вас значит искусство Кара Караева? Этот вопрос корреспондент «АК» Анара Ахундова задавала на концерте, посвященном 90-летию великого композитора.

     
    Рауф Фархадов, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ:

    – Кара Караев уникальный человек! По тем временам конкуренцию ему мог составить только его учитель Дмитрий Шостакович. И для меня, как для представителя азербайджанской культуры, Караев – явление действительно масштабное. Эта личность не подвержена временным рамкам. Личность, совершившая прорыв не только в азербайджанской, в русской, в советской, но и мировой музыке.

     

    Галина Григорьева, профессор, завкафедрой Московской консерватории, доктор искусствоведения:

    – Этот замечательный композитор, с одной стороны, наследник традиций и ученик Шостаковича, а с другой – впитавший все то новое, что принес ХХ век. Я очень рада, что на вечере присутствует его сын Фарадж Караев, который работает со мной на одной кафедре, очень интересно преподает. И хотя его творчество развивается совершенно не в том направлении, в котором развивалось творчество его отца, оба они представляют такой тандем азербайджанской музыки, которым только гордиться можно.

     

    Анатолий Левин, дирижер, художественный руководитель оркестра, заслуженный артист России:

    – Это очень важный концерт для нашего молодого оркестра, которому только исполнился год. Мы за этот период сыграли большое количество концертов, и сегодняшний стоит в ряду наиважнейших. Потому что 90 лет со дня рождения такого крупного композитора – большое событие. С ним связана вся история советской музыки, на которой мы воспитаны. С музыкой Караева и с азербайджанской музыкой у меня вообще особые отношения, потому что мой первый учитель много лет проработал в Баку концертмейстером оркестра в филармонии. И как только я попал к нему в класс, я сразу погрузился в мир азербайджанской музыки, в частности в мир музыки Кара Караева. Я с юных лет играл и сюиту «Семь красавиц», и много другого, поэтому эта музыка мне очень близка.

     
    Дмитрий Коган (скрипка), лауреат международных конкурсов:

    – Очень интересный композитор! Удивительное сочетание восточного, русского и западного в его музыке. Наверное, он первый из азербайджанских композиторов настолько профессионально это осуществил. Я очень рад, что исполнял сегодня его произведения.

     

    Владимир Николаев, один из ведущих московских композиторов, член Ассоциации современной музыки:

    – То, что я слышал сегодня на концерте, невольно сравнивал со своими очень давними первыми впечатлениями от музыки Кара Караева. Я тогда учился еще в училище искусств и только постигал азы композиции. В то время продавалось много пластинок с музыкой советских композиторов, в том числе и Кара Караева. И я всегда их покупал. Музыка, которую я слышал, захватывала и очень мне нравилась! Она казалась тонкой, глубокой, светлой и всегда в ней было что-то новое, что удивляло. И именно такие же впечатления я получил сегодня, хотя прошло очень много лет.

     

    Михаил Броннер, один из ведущих московских композиторов, профессор, завкафедрой Музыкальной академии имени Ипполитова-Иванова:

    – Редкого дарования композитор! Удивительное сочетание мелодичности и совершенно потрясающей западной могучей образованности. Вообще, конечно, это одно из интереснейших явлений XX века. И все мы очень рады, что музыка такого замечательного композитора вернулась в Большой зал консерватории! Слава Богу, что молодой оркестр, молодые певцы имеют возможность соприкоснуться с этой музыкой. И, как видите, много народу собралось: значит, все хорошо!

     
    Аида Кулиева, директор средней общеобразовательной школы № 157:

    – Я преклоняюсь перед талантом Кара Караева! Как он возвысил азербайджанскую музыку! Сегодняшний концерт был необыкновенным. Мне очень понравился молодой оркестр. Он находился под магией потрясающего дирижера Анатолия Левина. Хочется слушать и слушать…