Декабрь 01st, 2008 | 12:00 дп

Муза Арифа Меликова

  • Галина МИКЕЛАДЗЕ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

Азербайджанский композитор Ариф Меликов вошел в музыкальное искусство как яркий самобытный художник. Ему выпала поистине счастливая судьба: композитору еще не исполнилось двадцати семи лет, когда его имя приобрело широкую, подлинно всемирную известность в связи с постановкой на сцене Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) академического театра оперы и балета его балета «Легенда о любви». С тех пор началось триумфальное шествие этого произведения по многим сценам мира, которое продолжается уже почти полвека.

«Легенду о любви» ставили в полусотне стран и столиц мира. Подобного триумфа не знал ни один из современных балетов.

Его судьбу во многом определила атмосфера родного Баку. Здесь жил и творил основоположник профессиональной азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков, здесь совсем молодым ярко заявил о себе композитор Кара Караев, бурлила музыкальная жизнь – ставились самые разнообразные оперы и балеты мировых классиков, активно действовал богатейший симфонический оркестр, сюда приезжало много знаменитых гастролеров – дирижеров, вокалистов, пианистов, скрипачей.

Тогда было не только принято посещать концерты и спектакли с самым изысканным репертуаром, но и учить детей музыке.

Ариф Меликов родился в интеллигентной семье, где не было музыкантов, но принято было петь и слушать музыку. А когда родители купили ему тар – чудодейственный национальный инструмент, – он не просто очень скоро научился играть, но и решил поступить в музыкальное училище, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Ко времени пребывания в училище относятся первые опыты Арифа Меликова в области композиции.

Оканчивая училище, выпускник сыграл на таре мугам «Хумаюн», который стал основой многих созданных им позже сочинений – фортепианной прелюдии, симфонической поэмы «Сказка», балета «Легенда о любви», Шестой симфонии.

Получив диплом музыкального училища, Ариф Меликов продолжил учебу в Азербайджанской государственной консерватории.

Как признается сам Ариф Меликов, ему очень повезло в том, что он попал в класс выдающегося композитора Кара Караева. Атмосфера в классе Караева побуждала много и активно работать – уже на первом курсе Ариф Меликов поражал работоспособностью. Тогда же родился и интерес профессионалов и публики к его работам, в частности к Балетной сюите, а затем и к симфонической поэме «Сказка», с успехом исполненным в Баку и Москве.

Консерваторский период молодого композитора достойно завершила Первая симфония. И хотя это зрелое произведение создавалось под влиянием симфонизма Дмитрия Шостаковича, в нем тем не менее полностью проявились самобытность и неординарность композиторского мышления Меликова.

Теперь уже не казалось несбыточным желание пробовать силы в жанре музыкального театра – Ариф Меликов делится своими планами с учителем, и Кара Караев передает ученику либретто балета «Легенда о любви»…

Средневековая история любви Фархада и Ширин в наши времена обрела тонкого и своеобразного интерпретатора в лице выдающегося турецкого поэта Назыма Хикмета, который на основе средневековой легенды написал глубоко философскую пьесу «Фархад, Ширин, Мехмене-Бану и вода Железной горы», которая и вдохновила Арифа Меликова на создание балета.

…Прекрасной была молодая султанша Мехмене-Бану, но красотой ее затмевала младшая сестра Ширин. Однажды Ширин заболела, и никто из врачей не мог помочь ей. Султанша разослала гонцов по всей стране, чтобы нашли человека, который вылечит ее сестру. Такой человек нашелся, только за свои услуги он запросил необычную плату – ему не нужны ни золото, ни другие богатства – за спасение сестры Мехмене-Бану должна пожертвовать своей красотой!

Султанша приняла условие – сестра тотчас выздоровела, а ее старшая сестра надела вуаль на всю жизнь, чтобы скрыть постигшее ее уродство.

В честь выздоровления сестры Мехмене-Бану решила воздвигнуть пышный дворец. Красота Ширин ослепила резчика по камню Фархада, и Ширин не осталась к нему равнодушной. Полюбила его и Мехмене-Бану, только рассчитывать на взаимность ей уже не приходилось…

Можно понять источник вдохновения композитора, который взялся средствами музыки выразить столь богатое эмоциями содержание легенды и увлеченность, с какой он работал над партитурой балета. Как пишет в своей книге «Ариф Меликов (страницы жизни и творчества)» музыковед Нелли Алекперова, «Основу музыки балета «Легенда о любви» составляют мелодии и интонации, свойственные культурам многих народов Востока, тонко и оригинально преломленные… Партитуру пронизывает единое симфоническое дыхание… Композитор отвергает примат изобразительности, живописной картинности – его музыка – глубокое психологическое осмысление действий и поступков героев…»

И еще: «В балете «Легенда о любви» Меликов достиг такой степени зрелости и мастерства, такого чудесного сплава фантазии и логики в организации и развитии материала, такой степени свободы эмоционального высказывания, что это сочинение по праву вошло в сокровищницу современного балетного искусства».

Удачную, даже можно сказать, счастливую сценическую судьбу балета Арифа Меликова во многом определила хореография выдающегося балетмейстера современности – Юрия Григоровича, осуществившего его постановку на сцене сначала Ленинградского театра, а затем – в Азербайджанском театре оперы и балета в Баку, в Большом театре в Москве и в других городах ближнего и дальнего зарубежья.

Как мы уже говорили, спектакль продолжает свое победное шествие, покоряя все новых зрителей музыкой и хореографией. И всюду, где бы ни осуществлялись новые постановки, самым дорогим гостем является композитор, подаривший миру это прекрасное сочинение, – Ариф Меликов побывал во многих городах и странах, где достойно по сей день представляет свою страну и свой древний, талантливый, музыкально одаренный народ.

В 1969 году в Ленинграде был поставлен новый одноактный балет «Двое» на музыку Арифа Меликова, а в 1983-м свет рампы увидело еще одно балетное полотно композитора – одновременно на двух сценах (в Узбекском академическом большом театре в Ташкенте и Куйбышевском театре оперы и балета) состоялись премьеры его балета «Поэма двух сердец», в основу содержания которого легла поэма выдающегося узбекского поэта и философа Мирзы Абдулкадира Бедиля о судьбе индийской танцовщицы и музыканта из Средней Азии.

А время идет своим чередом, и когда-то на редкость молодой, увенчанный славой автор превратился в мэтра, который сам готовит молодую композиторскую смену азербайджанских музыкантов: сейчас Ариф Меликов возглавляет кафедру композиции Бакинской музыкальной академии и конечно же пишет сам.

Список его произведений говорит о том, что творческое горение не изменяет талантливому музыканту, и он неустанно воплощает в жизнь свои замыслы. Достаточно привести лишь часть из списка его опусов, чтобы представить, сколь разносторонние впечатления будоражат его творческое воображение. Тут шесть симфоний, оперетта, симфонические поэмы «Метаморфозы» и «Последний перевал», пьесы для симфонического оркестра, сонаты, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и спектаклям – широко исполняемые и свидетельствующие об успешных творческих поисках композитора в области синтеза национальных классических традиций и современного музыкального мышления.

Его произведения звучат на самых престижных концертах, звукозаписывающие фирмы записывают их. Их высокие достоинства отмечают самые маститые дирижеры и исполнители, обращая внимание на творческую зрелость автора, на его большие заслуги перед азербайджанским искусством.

Что ж, эти суждения неоспоримы: Ариф Меликов – один из крупных композиторов всего постсоветского пространства. Как говорит о композиторе Нелли Алекперова, «его музыка, по общему признанию, раскрывает богатый эмоциональный мир Человека с большой буквы, насыщенный высоким нравственным смыслом – композитора волнуют проблемы современности – общественные и личные. Музыка Меликова опирается на лучшие достижения композиторского творчества – прошлого и настоящего музыкального искусства, и вместе с тем остро современна. Он – композитор с большим творческим потенциалом, увлекающий слушателей неожиданностью творческой фантазии и убедительностью творческого мышления. Всю его музыку пронизывает тема Любви – символа Вечности».

 
 
Наша справка
 

Министерство культуры и туризма организовало юбилейные мероприятия, в числе которых международный фестиваль, посвященный 75-летию азербайджанского композитора Арифа Меликова. На этом фестивале, проходящем с 19 по 30 ноября, Государственный азербайджанский симфонический оркестр даст четыре концерта под управлением дирижеров Рауфа Абдуллаева, Валерия Гергиева (Санкт-Петербург), а также Фахреддина Керимова.

21–22 ноября во Дворце имени Гейдара Алиева был показан балет Арифа Меликова «Легенда о любви», а 23 ноября – балетные постановки известного хореографа Джорджа Баланчина.

Эстрадные же произведения юбиляра прозвучали 27 ноября в Театре мугама.

Наконец, выставка, отражающая жизнь и творчество композитора, с которой с 19 по 30 ноября может ознакомиться каждый желающий, проходит в Азербайджанской государственной филармонии.