Декабрь 21st, 2008 | 12:00 дп

Анфас и профиль

  • Севда ГАСАНБЕКОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

лица страны
Нынче в России завершается последний этап телепроекта, претендующего на всероссийский масштаб. Это – конкурс-опрос на выявление «Лица» России. То есть выявление имени Личности, которая олицетворяла бы Россию, ее Знак, ее Символ, я бы даже сказала ее Иероглиф, обозначающий суть России, вернее, суть ее русскости, не только социально, но главное – национально. Это неподъемная задача, ибо в многовековой истории любого большого государства, к коим, безусловно, принадлежит Россия, есть огромные периоды ее истории, в которые сыграли свою знаковую и судьбоносную роль те или иные личности.





Неподъемная прежде всего потому, что эти Личности (в том случае, если их роль оценена объективно со всех точек зрения и проверена временем) могли сыграть судьбоносную роль своей деятельностью не только в определенный исторический период государства, но и оказали влияние на дальнейшую его перспективу. Выделение таких имен не только заслуживает упоминания и исторической памяти, но и справедливо оправданно. Свидетельством живой памяти потомков является огромный список имен, предложенный в начале данного проекта. Здесь были представлены и имена великих правителей России, способствовавших объединению и консолидации России в единое централизованное государство, и тех, кто значительно расширил границы российского государства за счет покорения других земель, способствовал выходу России к морям, кто своими реформами помог народу преодолеть вековую косность и отсталость и тем самым сумел подвести страну к ощутимым границам европейского государственного правления. Разумеется, к ним отнесены в первую очередь имена великих Ивана Грозного, Петра I. Но наряду с ними были имена великих полководцев, сумевших в исторических баталиях сохранить единство России, ее целостность, значительно расширить ее государственные границы. Были представлены и имена великих ученых, внесших неоценимый вклад не только в российскую, но и мировую науку. Была тьма имен «проходных», также оставивших свой след в истории России. Подобных имен, заметим, столь же (плюс-минус) много в любом государстве. И, наконец, среди сонма значимых и не очень имен фигурируют почти в первых рядах последние могикане – «строители» коммунизма любой ценой – Ленин и Сталин!

Итак, на сегодняшний день, ближе к концу опроса-конкурса, огромная часть имен отпала естественным образом. Однако даже просто при озвучивании оставшихся имен очевидна неравноценность кандидатур на выдвижение их в качестве символов России. Между тем в процессе еженедельных дебатов возникают бесчисленные вопросы и недоумения по поводу принципов определения имени-символа. Во всяком случае, один вопрос не перестает вновь и вновь вызывать недоумение: не розыгрыш ли этот проект? Ибо как можно на полном серьезе представлять столь неравноценный отбор подобных персон, озвучивать их на всю огромную страну. На мой субъективный взгляд, некоторыми участниками проекта проявляется ортодоксальность и узость понимания принципа определения национального героя – символа государства российского на все будущие времена. Непонятен сам принцип отбора: то ли по принципу, кто внес радикальные, прогрессивные изменения в жизни страны или в науке и искусстве; то ли по величине и масштабу вклада в поворотные события истории России (и не только ее одной), причем независимо от их последствий, который, скажем, внесли Ленин и Сталин; то ли по вкладу той или иной личности в конкретный исторический период и сказавшийся в дальнейшем? Ведь в конечном счете история – наука прикладная. Ее всегда «прикладывают» ко времени ее исследования или изучения.

Не претендуя на истину в последней инстанции, я все же на правах жительницы бывшего огромного союзного государства, в котором прежде всего русские национальные ценности считались общими, а значит, и почитались соответственно как общесоюзные святыни, хочу высказаться по обсуждаемой проблеме.

Итак, знаковых для истории национальной культуры личностей у каждого из народов, населяющих планету, наберется немало. Это дело сколь субъективное, столь же объективное (смотри список «Имя Россия»). Однако, думается, что речь все-таки должна идти не столько о тех, кто своими реформами помог открыть новый этап в истории России или о том, кто совершил исторический прорыв России не только в Европу, но и включил ее в процесс развития в русле европейской истории. Это-то как раз хрестоматийные примеры общего закона истории: всякое новое неодолимо наступает, когда все необходимые исторические предпосылки для этого созрели. И Петр I, и Столыпин, хотя и неравноценные личности, но роль их в истории велика, а их миссия совпала с закономерной исторической необходимостью во времени и пространстве с их великой незаурядностью. Тогда как иначе чем случайной и одновременно трагической закономерностью не определить «роль и значение» в истории России «строителей коммунизма».

На мой взгляд, единственным и безусловным претендентом на символ России, ее бренд может быть и (в принципе таковым и является) Пушкин. Он – не просто гений. Это иероглиф истинной русскости России, без которого она не Россия, вернее неполная, ущемленная, недостаточная. Пушкин – фигура объемная. Его блистательный гений мыслителя, его значимость как истового и талантливого историка, его огромный кропотливый труд источниковеда и другие его достоинства неисчерпаемы и бесценны. Он – великий прозаик и аналитик большого масштаба. Подобного радетеля за все истинно русское, начиная с борьбы за чистоту и красоту русского языка, русскую культуру, за величие русской истории и культуры, российская история не знает. Пушкин – явление настолько русское, что практически никакой перевод не способен передать хрустальный звук и чистоту, прозрачность и моцартовскую кажущуюся легкость его стиха. Но не только. Никакой перевод не может и не дает возможности передать поэзию пушкинского русского языка как в стихах, так и в прозе. Она просто исчезает. Пушкин – явление настолько русское, что, если великие Чехов, Толстой и Достоевский, которых переводят и ставят на всех сценических подмостках мира, равно как и Драйзер, Мопассан, Бальзак и Гюго, Фолкнер и т.д. являются составной частью мировой культуры, русской лептой в нее, то Пушкин как уникальное явление, воистину принадлежащее всему человечеству, в то же время является самым очевидным, бесспорным и единственно выверенным во времени и пространстве символом России во все времена ее тысячелетней истории. Он создал такие духовные ценности, которые не только не потеряли своей исторической ценности и жизненной востребованности, но и продолжают работать на перспективу и будущее России. Он сделал для России столько, сколько не сделал никто из русских исторических личностей, представленных на теледебатах. Пушкин – создатель того русского языка, на котором говорит современная Россия. Пушкин – выразитель идеалов свободомыслия и человеческого достоинства, создатель не только силы и мощи русского языка, но одновременно и «цивилизационнообразующий фактор» русского народа. Величайший мыслитель современности с непомерно огромным диапазоном затронутых им в своем творчестве исторических, социальных, а главное – национальных проблем, он заложил основы высокого гордого патриотизма в сочетании с огромной любовью к общечеловеческим духовным ценностям. Вся русская культура и тогда, и сегодня, и завтра напрямую зависела, зависит и будет зависеть прежде всего от того, какое место в народной памяти и какую роль в духовной жизни России на каждый исторический период играет Пушкин. Пушкин – это не наше вчера, это наше сегодня и наше завтра. И как тут не согласиться с Аполлоном Григорьевым, когда он так гениально изрек: «Пушкин – наше все!» И этим сказано все.