Декабрь 29th, 2008 | 12:00 дп

Наблюдать жизнь…

  • Людмила ХОХЛОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Исполнилось 70 лет Эмилю Агаеву, нашему давнему автору и другу. Предлагаем интервью с юбиляром





– Расскажите, пожалуйста, о себе…

– Родился в Чимкенте (Казахстан), одно время наша семья жила в Молдавии. С 1946 года – на родине отца. Окончил Азгосуниверситет, работал сельским учителем, затем в газетах «Молодежь Азербайджана», «Вышка». С 1971 года без малого 30 лет представлял республику в центральной прессе – в качестве собственного корреспондента «Литературной газеты», затем – заведующего Азербайджанским отделением АПН (РИА «Новости»). Написал с десяток книг, немало сценариев… Лауреат премии «Золотое перо» – это моя единственная и чисто профессиональная награда, других «чинов и регалий» не имею.

– Как занесло вас в журналистику?

– Случай! Вместе со своим сокурсником, впоследствии известным поэтом Мансуром Векиловым, мы были приняты в штат многотиражки АГУ «За ленинское воспитание». Первая моя заметка вышла, к слову, на азербайджанском языке, в «Азербайджан гянджляри». А вообще-то, несмотря на работу затем в самых авторитетных в Союзе СМИ, журналистом я себя никогда не чувствовал – ни в смысле оперативности, ни в смысле «культа факта» (ничего от себя), ни в смысле объема. А потому вскоре после университета, с подачи того же моего друга Векилова, увы, недавно безвременно скончавшегося, я стал писать для журнала «Литературный Азербайджан», а потом и для столичных «толстых» журналов. Вот так я и завис между двумя «стульями»: журналисты всегда считали меня писателем, а писатели – журналистом.

– Вы были собкором одной из престижнейших, несколько «диссидентствующей» «Литературной газеты»…

– Как сказал на одной из «летучек» сам редактор Александр Чаковский, функцией «Литературки» было «создание видимости участия общественного мнения в решении государственных проблем! «Диссидентствовала» же «ЛГ», уточню, только во второй своей «тетрадке», посвященной проблемам жизни; а первая – про собственно литературу – была столь же ведомственной, как и все прочие тогда органы творческих союзов. Любопытно, что АПН (РИА «Новости»), куда я затем перешел, выполняло ту же функцию. В многочисленных своих бюллетенях и журналах, выходивших во многих странах мира, это агентство (в отличие от ТАСС) «подавало» СССР, его жизнь, проблемы и достижения в форме, рассчитанной на иностранного читателя, с учетом специфики западных СМИ.

– Самые яркие встречи, впечатления о тех годах?

– Много чего было! Например, ставшие событием Дни советской литературы в Азербайджане. Было это в середине 70-х. В Баку тогда приехали самые известные писатели, их возили по всей республике. Это была прекрасно и с большим размахом организованная акция уже тогда пользовавшегося авторитетом не только в республике, но и в Москве Гейдара Алиева. Запомнился выездной пленум нашего Союза писателей в Нагорный Карабах – было это, насколько я помню, в начале 80-х; местные писатели вели себя по отношению к нам, коллегам из Баку, предельно дружески. Зато в последнюю мою поездку в Карабах в апреле 88-го приехавшие со мной мои коллеги по «Литературке» из Москвы в какой-то момент попросили меня не рисковать жизнью, срочно уезжать.

Произошло это во время посещения «Крунка», среди членов которого я увидел вчерашних наших хлебосольных местных писателей. После соответствующей «проработки» – про то, как Сталин «подарил» азербайджанцам Карабах и прочее, москвичам объявили, что сейчас им зачитают то, что пишут об армянах азербайджанцы. Последовала театральная пауза, распахнулась дверь и вошедший, открыв книгу, заранее заложенную на отмеченной странице, стал зачитывать… разглагольствования про то, что армяне – о ужас! – «едят свинину» и пр. Я тут же узнал рассказ Мирзы Джалила «Уста Зейнал» и, рассмеявшись, стал втолковывать москвичам, что это слова персонажа, малограмотного фанатика из иранского Азербайджана, которого автор и высмеивает… Вот тут-то вчерашние члены нашего писательского союза и окрысились…

– После экскурса в прошлое логично вернуться в настоящее. Какие из нынешних азербайджанских СМИ вам ближе всего по духу, какие авторы?

– Плюс только один – пиши о чем хочешь и что хочешь! Ну а все прочее – минус: профессиональный уровень, жанровая эклектика, многословие (цена газетной строчки – это в прошлом!), низкие тиражи (и соответственно нищенские гонорары), реакция на критику (ноль!). Одну из своих статей я даже назвал так: «Конец журналистики». Вместе с тем появились новые имена; например, мне нравится, как пишет Гаджи Замин, с интересом читаю Рауфа Миркадырова, одного из немногих по настоящему независимых наших журналистов, экспертные заключения Ильхама Шабана – лучшего у нас знатока нефти. Из газет я бы выделил «Зеркало», а также, увы, почивший в бозе «Реальный Азербайджан», в который я регулярно писал (спасибо Эйнулле Фатулаеву – «раскочегарил» меня!), ну и, конечно, агентство «Туран», которое каким-то чудом, несмотря на отобранное у него помещение и все трудности нынешних времен, держится и держит марку.

– Азербайджаноязычная и русскоязычная журналистики имеют отличия?

– Разумеется. Русскоязычная профессиональнее, читабельнее, азербайджаноязычная ближе к жизни и перспективнее – в национальной республике. Ну а вообще не помешало бы и двуязычное издание, вроде выходившей в начале 90-х под редакторством Сабира Рустамханлы (по-моему, это лучшее его детище!) газеты «Азербайджан».

– Сейчас идет яростная полемика вокруг интервью Рустама Ибрагимбекова в «Правда.Ру». Общество разделилось на «за» и «против». Причем если первые – это представители творческой интеллигенции, то вторые – власть имущие. Ваше отношение к полемике.

– Я бы не назвал это полемикой, скорее это организованная кампания. Кому Рустам, стремительное восхождение которого к нынешним профессиональным высотам и популярности я наблюдал еще по временам работы в «ЛГ», перешел дорогу, не знаю, но меня поразила степень безнравственности некоторых из его «критиков». Например, Агиля Аббаса, который в редактируемой им газете «Адалят» позволил себе в отношении Рустама Ибрагимбекова прямо-таки черную хулу, даже оскорбления – скажем, перевернул фото Рустама… вниз головой.

– Прав ли был Рустам Ибрагимбеков, утверждая, что у «нации без элиты нет будущего»?

– Конечно! Нация без элиты – что тело без головы и без сердца. Не случайно само слово «интеллигент» в широкий обиход было введено Достоевским: русская литература XIX века, как известно, отличалась особой духовностью! Что до элиты у нас, то процесс вымывания русскоязычной элиты, к сожалению, опережает становление (а точнее, возрождение!) элиты не просто азербайджаноязычной, а, что важно, многоязычной, какова она в современном мире и как это было когда-то у нас. Есть и еще один момент. Отрыв проправительственной элиты от народа, массовое «приручение» ее властью.

– Что вас больше всего удивляет в этой жизни?

– Дефицит удивления (нынче никого ничем не удивишь!), что для морального здоровья общества и прогресса опасно. Ведь с удивления, по сути, начинается все!

– Что огорчает?

– Неопределенность и безнаказанность.

– Что радует?

– То, что я живу, жив, на что Максуд Ибрагимбеков, услышав от меня однажды такой ответ, прореагировал с присущим ему юмором: «Это – немаловажно»!

– И о планах, о мечтах, пусть даже нереализованных.

– Надеюсь закончить, что называется, «книгу жизни» – про поиски мною моей родины, про МОЙ Азербайджан (в западной литературе этот жанр называется «фитчерс» – «проблема через судьбу). Хорошо было бы издать сборник публицистики – последний вышел лет 15 назад! Если не считать литературного текста к фото-книге об Азербайджане, прекрасно изданной года два назад «ЛУКОЙЛом», и сборника аналитической хроники «От Алиева до Алиева, или Выборы в Азербайджане», в который вошли мои корреспонденции для мюнхенского агентства – ничего с тех пор я не издавал. А еще, если говорить о нереализованном, это мог бы быть сборник живых (устных) рассказов о себе и своей семье, селе, районе, стране людей самых разных профессий и национальностей под названием «Азербайджан: коллективный автопортрет». Понятно, что речь идет о большом, причем не только моем труде; нашелся бы спонсор, а итервьюеры, в том числе волонтеры, найдутся (хотя бы студенты журфака). И еще один проект, тоже связанный с Азербайджаном. Составить некую хрестоматию для тех, кто изучает азербайджанский, для их приобщения не только к языку, но и к истории, культуре, обычаям и нравам самого народа (страны) – так сказать, обязательный минимум самых необходимых сведений.

– Ваши новогодние пожелания.

– Жить подольше и получше. Несмотря и вопреки мировому кризису и пр., быть в ладу если не с окружающим миром, то по крайней мере со своей совестью, с самим собой…

 
 
От главного редактора
 

Его имя до сих пор широко известно не только в Азербайджане, но и за его пределами. Талантливый публицист, мастер очеркового жанра, он на высоком профессиональном уровне представлял многие годы Азербайджан в огромном медийном пространстве СССР. Запомнилась первая наша встреча с ним в редакции газеты «Вышка». Нас сдружила идея социологии – новой для того времени формы конкретных социальных исследований. Позднее оказалось, что его неподдельный интерес к социологии неслучаен. Ее методы и подходы отвечали природе его журналистского таланта – наблюдателя, влюбленного в жизнь во всех ее перипетиях и подробностях. Таков он и сегодня – истово преданный своей профессии, ставшей призванием, способом служения отечеству.

Талант и творчество Эмиля Агаева хорошо известны читателям нашей газеты. Его статья для первого номера нашей газеты вышла в 2003 году. И все последующие годы он ведет непрерывный диалог с читательской аудиторией «АК» о жизни, о человеческих ценностях и проблемах, о трудностях, буднях и успехах Азербайджана. А читатели отвечают признательностью и неизменным интересом к творчеству маститого публициста.

Коллектив редакции «АК» и его читатели шлют сердечные поздравления Эмилю Агаеву в связи с его 70-летием и желают ему крепчайшего здоровья, доброго настроения.

Спасибо тебе, Эмиль, за тесное и постоянное сотрудничество с нами. Как очевидно из твоего интервью нашей газете – у тебя потрясающе интересные творческие планы. Грех думать о покое, когда тобой задумано так много важных творческих проектов. Желаем тебе осуществить задуманное!

Афранд ДАШДАМИРОВ