Февраль 08th, 2009 | 12:00 дп

Семейный тандем

  • Наиля БАННАЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Имя Ирины Гундориной, прикладницы-кукольницы, хорошо известно любителям декоративного искусства в республике. Ее работы пользуются широкой популярностью – их увозят из Азербайджана не только туристы, но и официальные представители зарубежных и международных организаций. Но творчество Гундориной – это не только сувенирные красавицы. Оно гораздо шире и глубже. Кроме того, с некоторых пор стало уместным говорить о ее произведениях не как о творчестве отдельного автора, а как о тандеме, причем тандеме одновременно творческом и семейном. Пару лет назад к главному делу ее жизни – изготовлению кукол – подключился ее муж, художник Пярвиз Гусейнов. Да так удачно, что остается только сожалеть, что эти «папа и мама Карло» не сотрудничали раньше.





Поначалу не обошлось без шероховатостей. Это можно объяснить тем, что у художественной пары за спиной были различные школы творчества. Ирина окончила в Питере Мухинское училище, а Пярвиз – Бакинский строительно-архитектурный институт. Школе архитектуры свойственен подход с упором на точность и основательность, а «Мухинке» – большее внимание традиционно уделялось, так сказать, полету фантазии.

Ирина и Пярвиз – дипломанты III и IV Международных салонов кукол в Москве (2007 и 2008 годы), II Московского международного фестиваля искусств «Куклы мира», прошедшего в этом году в ЦВЗ «Манеж», II Московской международной выставки-ярмарки кукол и медведей Тедди Moscow Fair, Международной выставки-продажи кукол и мишек Тедди в Санкт-Петербурге. Ирина Гундорина стала членом Международного объединения авторов кукол (МОАК). На родине Гундорину и Гусейнова два года назад приняли в Союз художников Азербайджана.

Кукольное ремесло – адский труд. О том, как тяжело сделать авторскую куклу (не сувенирную, а именно авторскую, в которой, по канонам, нельзя использовать готовые детали), – разговор отдельный.

На Востоке производство кукол не имеет давних традиций, так что нынешнее состояние данного ремесла в Азербайджане – большое достижение и очень отрадный факт, особенно если сравнить его с массовостью подобного мастерства в традиционно «кукольных» странах – Голландии, Германии, США, Японии и России.

Конечно же кукольнику не из «кукольной» страны сложно пробиться на международную арену, кроме того, в любом творческом единении имеются свои подводные камни. Но на выставке, как и на сцене, зрительские предпочтения зачастую диктуют свои условия не менее властно, чем приговор профессионалов. Так, на недавнем IV Международном салоне кукол в Москве – престижном форуме с кучей экзотических номинаций – работу Пярвиза Гусейнова «Путешествие» выдвинули было на номинацию «Игра воображения». Однако потом «переиграли», и все пошло по накатанной. Награды получали более именитые мастера. Однако эта работа была отмечена не менее весомой наградой: редакция журнала «Кукольный мастер» уже после выставки сообщила, что «Путешествие» завоевало приз зрительских симпатий в конкурсе журнала.

Каков же складывающийся на наших глазах облик Азербайджана в кукольной сфере? Ввиду того что кукольников у нас не очень много, этот облик при желании вполне можно разложить на составляющие и детально проанализировать, что же внес в него каждый из наших мастеров. Если говорить конкретно об Ирине Гундориной и Пярвизе Гусейнове, то можно будет ограничиться тремя словами: фантастика, техничность, одухотворенность.