Февраль 15th, 2009 | 12:00 дп

Подсчитали…

  • Евгений КРИШТАЛЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Из Азербайджана в 2008 году на территорию России прибыло 542 тысячи трудовых мигрантов
Прогнозы о том, что кризис серьезно повлияет на трудовую миграцию в России, начинают сбываться. В январе 2009 года в РФ въехало на 10% меньше иностранных граждан, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные привел на пресс-конференции 11 февраля заместитель директора Федеральной миграционной службы Анатолий Кузнецов. По его словам, заметно меньше стало и тех, кто претендует на трудоустройство. Кризис и сокращение рабочих мест оказали свое негативное влияние на трудовой рынок России. Мигранты оказались одними из первых, кто почувствовал последствия этого.





Если в январе 2008 года ФМС фиксировала ажиотажный спрос на получение разрешений на работу, то сейчас, по словам А.Кузнецова, «такого явления не отмечается». В миграционную службу обратилось в 1,8 раза меньше иностранцев, желающих получить такое разрешение, чем год назад. По мнению аналитиков службы, это обстоятельство связано с большим оттоком привлеченной из-за рубежа рабочей силы из строительного сектора. В ФМС подсчитали, что количество иностранцев, занятых на стройках, в течение прошлого года сократилось на 60%. Сейчас только в Подмосковье замороженными оказались 117 строящихся объектов.

В данном случае точка зрения ФМС совпала с экспертными выводами, сделанными исследователями международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), которые 10 февраля представили свой доклад о положении трудовых мигрантов в России. В этом исследовании, наполненном по большей части критическими выводами, в частности, говорится, что в 2007–2008 годах наибольшее количество мигрантов (около 40%) было занято именно в строительстве. Однако вследствие кризиса миграционный поток ослабевает, и гастарбайтеры-строители уезжают из России.

Правда, общее число иностранных рабочих по-прежнему остается весьма значительным в сравнении с предыдущими годами. Если, по данным HRW, в 2007 году в России находилось от 4 до 9 млн мигрантов (точных данных не знает никто), то официальная статистика свидетельствует: приехавших из-за рубежа работников в нашей стране гораздо больше. На территории России сейчас находится примерно 13 млн иностранцев и лиц без гражданства, причем 4 млн из них живут и трудятся в нашей стране нелегально, сообщил Анатолий Кузнецов. Последние в основной своей массе работают на физических лиц нянями, поварами, охранниками. «Их учет чрезвычайно затруднен», – признал Кузнецов. Но благодаря новому миграционному законодательству регистрировать иностранцев стало проще. Так, в прошлом году ФМС поставила на учет более 9 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 16,7% больше, чем в 2007-м. Причем каждый пятый мигрант был зарегистрирован на основании почтовых уведомлений – такую возможность предоставляет действующий с 2007 года закон о миграционном учете. Разрешений же на работу в 2008 году было выдано на 4,9% меньше, чем годом ранее. Его смогли получить чуть более 2 млн мигрантов. Очевидно, сказались действия столичных властей, сокративших квоту, которая была исчерпана уже к середине 2008 года.

Что же касается других количественных показателей, то, по официальным данным миграционной службы, больше всего гастарбайтеров (свыше 3,5 млн человек) прибыло в Россию с Украины. На втором месте – граждане Узбекистана (1,5 млн). Далее в списке поставщиков трудовых ресурсов значатся Казахстан (1,386 млн), Таджикистан (984 тыс), Молдавия (907 тыс), Киргизия (550 тыс), Армения (394 тыс). Из Азербайджана в 2008 году на территорию Российской Федерации прибыло 542 тысячи трудовых мигрантов.

Судя по статистике ФМС, профессиональный состав мигрантов несколько отличается от распространенного представления о том, что в Россию из СНГ едут в основном чернорабочие. Подавляющее большинство иностранцев (68%), трудящихся в России, составляют квалифицированные работники, и лишь 2,7% – подсобные рабочие. 17% приезжих миграционная служба отнесла к инженерно-техническому персоналу и 10% – к руководящему составу.

«Я думаю, что работодатель не будет больше интересоваться иностранными работниками, потому что они не всегда обходятся дешевле своих российских коллег», – спрогнозировал Анатолий Кузнецов. Он напомнил, что правительство сократило квоту 2009 года на привлечение трудовых мигрантов с 3 млн 977 тыс. до 1 млн 988 тыс. человек. «В течение года квота может корректироваться в любую сторону», – заметил замглавы миграционной службы. В качестве примера он привел Нижегородскую и Ярославскую области, которые уже обратились к правительству с просьбой уменьшить региональные квоты.

Что же касается Москвы, то в 2008 году в столице и Подмосковье разрешение на работу получили 900 тыс. мигрантов. На нынешний год для Москвы предполагалось установить квоту в полмиллиона иностранных рабочих, в дальнейшем этот показатель был урезан вдвое – до 250 тыс. «Нам выделили квоты, мы готовы сократить их еще больше, – 4 февраля заявил мэр столицы Юрий Лужков. – Мы готовы уменьшить эти квоты до предельно необходимого уровня для нашей экономики».

 
 
КОММЕНТАРИЙ
 

Джамал ДЖАМАЛОВ, исполнительный директор Московского регионального отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса:

– Данные, озвученные замом руководителя ФМС Анатолием Кузнецовым, безусловно, интересны и могут быть полезны для общего анализа ситуации. В то же время, касаясь конкретно показателей по учету азербайджанцев, приезжающих в Россию работать, могу сказать, что цифра в 542 тысячи трудовых мигрантов кажется несколько завышенной, поскольку речь может идти в целом о гражданах АР, пересекших границу, а потому не все они могут считаться трудовыми мигрантами. Экономическая ситуация в Азербайджане остается стабильной, и поводов для поиска работы вне пределов страны становится все меньше. В соотношении с другими странами СНГ Азербайджан далеко от лидеров по количеству мигрантов и находится лишь на 7-м месте. Что касается сокращения квот и ужесточения режима контроля над трудовой миграцией, то здесь необходимо очень осторожно подходить к репрессивным мерам. В последние годы либерализация легализации мигрантов принесла некоторую открытость данных, позволила им выходить из тени и законно работать в России. Однако сейчас мы наблюдаем некий откат назад. Новые подзаконные решения и дополнительные требования региональных властей – будь-то по арендным договорам или формам медицинских документов – выбиваются из прежней либеральной политики, увеличивая коррупцию и число негативных моментов. Кризис, конечно, стоит того, чтобы пересматривать некоторые правила игры на рынке труда, однако все новшества должны исходить из логичности и открытости действий, быть адекватными ситуации, а не носить характер панических настроений.