Февраль 22nd, 2009 | 12:00 дп

Достояние нации

  • Оксана БУЛАНОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Богата древняя азербайджанская земля на гениев! Достаточно вспомнить Низами, Насими, Физули, Хагани, Хатаи… Это имена, составляющие золотой фонд всеобщей человеческой культуры. В их ряду есть еще одно, которое встречается гораздо реже, хотя достойно упоминания ничуть не меньше. Это имя – Насреддин ат-Туси. Разносторонне образованный человек, философ, физик, астроном, он писал трактаты по медицине и логике, по праву и финансам, по этике и истории… В своем философском трактате о происхождении жизни на Земле он предвосхитил труды Ч.Дарвина и Ж.-Б.Ламарка. Кроме этого ат-Туси – великий, величайший математик. Его имя как математика стоит в таком ряду, как Пифагор, Евклид, Ферма…





Родился Туси 18 февраля 1201 года в г. Тусе, Хорасан, Южный Азербайджан. Накануне выхода этой статьи ему исполнилось 808 лет. Ему и его памяти. С молодости этот гениальный азербайджанец стал популярен под псевдонимом «Насреддин», что означает «сторонник религии». Получив начальное образование в семье – от дяди отца, – Туси начинает изучать как точные, так и гуманитарные науки. Он еще юн, но его знания Корана так глубоки, что ему дозволяется публично декламировать хадисы. В 21 год его уважительно называют Мовла.

Когда ему исполнилось 34, он написал трактат «Насирова этика». Этот трактат на всем Востоке до сих пор считается одним из лучших образцов художественной и философской литературы и переведен на многие языки. Последователь школы Бахманьяра, Туси в своем трактате поднимает такие общечеловеческие проблемы, как проблемы бытия, основы поведения человека, исследует философские аспекты человеческого характера, показывает свое видение этических и общественно-политических норм, рассматривает проблемы добра и зла, ищет пути, ведущие к свету и счастью человечества.

Но главная тема, затронутая в этом эпохальном труде, – тема происхождения человека. Туси очень образно и убедительно нарисовал эволюционную картину мира. Будучи глубоко религиозным человеком, он местами противоречит официальному исламу, утверждая, что материя саморазвивается и самосовершенствуется. «Таким образом, достоинства [материальных тел] развиваются постепенно в процессе эволюции», – пишет Туси. Пишет, заметьте, в начале XIII века! Туси не отрицает этим Божественное начало, он утверждает, что все, изначально созданное Богом, идет дальнейшим своим путем последовательного развития.

В этом трактате Туси утверждает «неуничтожаемость» материи. «Если кто-либо, глазами внимательного и пытливого исследователя, обратит внимание на процесс изменения веществ, на их состав, превращения и противоположности… тогда он поймет, что ни одно тело не уничтожается полностью. Оно лишь меняет свою форму, состояние, состав, цвет [и другие] качества и превращается в сложное или элементарное вещество… Потому что материальные тела не обладают свойством уничтожаться». Какое гениальное прозрение! Задолго до Ломоносова и Лавуазье сформировать закон сохранения материи. И где? На мусульманском Востоке, где малейшее отступление от ортодоксальных догм безжалостно каралось!

Далее Туси рассматривает изменчивость первоэлементов – «первичной субстанции», которые и позволяют свершиться эволюции. «Сравнительного преимущества над другими достигают такие тела, вещество которых быстрее других приобретает новые свойства и подвержено более легкой изменчивости». В результате последовательной изменчивости возникают разные формы жизни. Живая природа делится у него на три части: растения, животные и венец творения – человек. Человек, считает Туси, произошел от наиболее сложно организованных животных. Он объясняет, как это произошло: «деятельность человека тем отличается от деятельности животных, что он употребляет орудия труда». Когда читаешь этот труд, возникает ощущение невероятного, невозможного, немыслимого чуда: ведь Дарвина не было даже в проекте! А если вспомнить, каким революционным для своего времени было его открытие, я имею в виду Дарвина, становится просто смешно! Все новое снова оказалось хорошо забытым старым.

Понятное дело, что современниками труд адекватно оценен не был. Глава исмаилитов Куистан Насреддин Мохтешеми резко раскритиковал трактат, забыв о том, что сам же предложил написать труд о поведении человека, пригласив ученого к себе во дворец. Ему не понравились свободные мысли Туси, и ученый оказался в застенках. Около 20 лет провел Туси в постоянных лишениях в крепости Аламут.

Но и это не сломило великого гения. Сидя, по сути, в заточении, он пишет «Комментарии к философии и логике Абу Али ибн Сины». Будучи приверженцем революционных воззрений ибн Сины на человеческий организм, Туси посредством железной логики опровергает противников великого медика. Пишет Туси и ряд других, не менее важных и эпохальных трудов по истории, географии, физике… К сожалению, обо всех упомянуть просто невозможно.

Из заточения Туси и многих других ученых спасает внук великого Чингисхана – Хулаки хан. В 1256 году Туси становится личным советником знаменитого военачальника. Хан высоко ценил своего советника и его мудрые мысли; он признавал важную роль его советов в своих успехах.

В 1259 году Туси строит одно из чудес тогдашнего мира – Марагинскую обсерваторию. Город Марага находился недалеко от Шемахи, но сейчас от него мало что осталось. И практически ничего не осталось от величайшей обсерватории той эпохи. Со строительством связан один любопытный факт. Хулаки хан считал постройку обсерватории не слишком удачной идеей, выражаясь современным языком. Известный историк Гаджи Халифа так описывает в своей книге «Книга о мире» эти события: «Когда Хулаки сообщили о затратах на строительство обсерватории, он с сомнением спросил: «Неужели наука о звездах так важна, что требует столько денег?» Туси ответил: «Позволь кому-нибудь подняться на ту гору и бросить оттуда пустой таз. Но сделать так, чтобы внизу никто этого не знал». Так и сделали. Таз, скатываясь по скалам, произвел страшный шум и панику среди войска. Туси, сидя рядом с ханом и созерцая происходящее, сказал: «Правитель, мы знаем причину шума, поэтому сидим спокойно. Войско же, не зная этого, в тревоге. Если мы будем знать о событиях, происходящих в небе, на земле будет царить спокойствие». И получил в итоге на строительство обсерватории 20 тысяч динаров. Позже Туси добился для многих десятков ученых, работавших в обсерватории, пожизненного жалованья.

Перечень наук, изучаемых в медресе при обсерватории той эпохи, напоминает больше перечень в какой-нибудь Сорбонне или МГУ: религия, философия, политика, физика, математика, история, алхимия, география, медицина, оптика, минералогия и многое, многое другое. При медресе работала библиотека, насчитывающая более 400 тысяч томов. Все работы – от проектирования зданий обсерватории до монтажа астрономических приборов – осуществлялись при непосредственном участии Туси. Он работал с известным астрономом того времени Мухаеддином Орди. Обсерватория оснащалась по последнему слову науки той эпохи. Главной «достопримечательностью» был настенный квадрант радиусом 6,5 метра. Имелись также армиллярные сферы и инструмент с двумя квадрантами для одновременного измерения горизонтальных координат двух светил. Имелись даже глобусы земли и неба. Один из глобусов, изготовленный сыном Орди Мухаммедом, и поныне хранится в Дрездене.

12-летние астрономические и научные исследования, проводимые в обсерватории, помогли Туси в составлении «Ильханских астрономических таблиц». В них приводились основные расчеты геоцентрических орбит планет, их среднего вращения в сутки, которые оказались точнее, чем астрономические исследования XVII века. «Таблицы» были опубликованы в 1652 году в Лондоне и в 1711 году в Оксфорде на латинском и арабском языках. Их использовал учитель Колумба П.Тосканелли.

Кроме великих астрономических открытий Туси оставил в истории след и как гениальный географ: на основе различных вычислений он предсказал существование материка, известного в дальнейшем как Америка!

Несмотря на авторство более ста трудов в различных сферах и областях естественных и точных наук, ученые склоняются к мысли, что Туси был прежде всего гениальным математиком. Туси перевел на арабский и прокомментировал «Начала» Евклида, в частности дал оригинальные доказательства его знаменитого V постулата. В этой книге привел 48 вариантов доказательств теоремы Пифагора. Туси комментировал труды Архимеда, Птолемея, в частности его «Алмагест». Одни из самых известных математических трактатов – «Трактат, исцеляющий сомнение по поводу параллельных линий», где постулат о параллельных связан с вопросом о сумме углов треугольника, и «Трактат о полном четырехугольнике», где изложена плоская и сферическая тригонометрия как самостоятельная дисциплина. В трактате по феерической тригонометрии Туси ввел понятие полярного треугольника. Научные труды Туси дали толчок развитию геометрии и сильно повлияли на математические исследования француза А.Лежандра, англичанина Дж.Валлиса и итальянца Дж.Сакерри. Туси буквально совершил революцию в развитии понятия числа. Он впервые использовал единицу в качестве числа и дал ей определение. «Число это количество, полученное из совокупности единиц. Число это нечто, стоящее в численном ряде, и поэтому я утверждаю, что единица также является числом».

Сложно в одной короткой статье описать все, что за свою долгую жизнь успел сделать этот великий человек. Он умер в 1274 году на пути в Багдад и по странному, мистическому стечению обстоятельств похоронен в гробнице рядом с могилой имама Мусы ибн Казыма, являющейся местом паломничества. На его склепе выбита надпись: «Помощник религии и народа, шах страны науки! Матерь времен таких сынов не рождала!» И это правда. Этот человек сделал так много, внес такой вклад во всеобщую копилку человеческих знаний, что является одним из самых ценных достояний своей нации. Очень важно, чтобы молодое поколение знало о своем гениальном соотечественнике как можно больше, пропагандировало его во всем мире, гордилось гением, рожденным азербайджанской землей.