Февраль 22nd, 2009 | 12:00 дп

Если бы вещи могли говорить…

  • Илья РЕВЯКИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Как мифотворцы переписывают историю
Молодым газетчиком, я в советское время изъездил Грузию, где вырос, вдоль и поперек. Не раз бывал в районах, где компактно проживают армяне (Ахалкалаки) и азербайджанцы (Марнеули, Гардабани и т.д.). Первые – превосходные мастеровые, вторые – преимущественно крестьяне. Живя в Тбилиси, я видел, как замечательно они сосуществуют и в столице, обустраивая и обеспечивая жизнь друг другу. И для меня было полной неожиданностью, когда 20 лет назад разразился карабахский конфликт. В силу профессии и природной склонности к историческим изысканиям, и особенно в области культуры, я обратился к прошлому взаимоотношений двух этих народов. И сделал для себя много открытий, которые никак не назовешь приятными и которые более чем убедительно доказывают несостоятельность армянских мифологем относительно собственной автохтонности на Южном Кавказе и, в частности, в Нагорном Карабахе.





Тем не менее именно эти мифологемы стали основой экспансионистской политики армянских мифотворцев, к которой, по моему глубокому убеждению, простой народ, во всяком случае в начале конфликта, отношения не имел.

После распада СССР я, как и многие в Грузии, переехал в Россию, сменил несколько городов, и весь изрядный материал, собранный по вышеназванной теме, в первую голову в отношении культуры, тоже кочевал вместе со мной. И вряд ли я когда-нибудь сел бы за эту статью – не по лености, а помня мудрую заповедь «не навреди». Но возникают ситуации, когда порядочный человек молчать не имеет права.

Чтобы ввести непосвященных в курс дела, нужен хотя бы небольшой экскурс в историю. Из нее доподлинно известно, что Армения еще в IV веке н.э. попала в зависимость от более крупных государств. Территорией Армении владели римляне, персы, византийцы, арабы, турки. Как любой народ, лишенный независимости, армяне стремились к ее достижению. Вопрос в том, какими способами. Идеологическое обоснование было найдено уже в новейший период в идее восстановления Армении в границах I века до н.э. Согласно картам, составленным армянскими идеологами, Армения того времени (так называемая Великая Армения) находилась между тремя морями – Черным, Каспийским и Средиземным. То есть она включала в себя ряд территорий, входящих в современные Грузию, Азербайджан, Турцию, Иран, даже Сирию и Ирак. Существование в то время Армении в таких границах ставится под сомнение почти всеми европейскими и советскими историками. Многие специалисты по Кавказу полагают, что северная граница Армении проходила тогда по реке Араке. Однако армянские идеологи передвинули ее значительно севернее – к берегам Куры. И объявили этот рубеж северной границей исторического проживания армянского народа. Так появились армянские притязания на территорию Азербайджана.

Но, согласно общепризнанным фактам, в тех «максимальных» границах Армения просуществовала всего 40 лет (95–55 годы до н.э.). То есть за исторические армянские земли была выдана территория страны в короткий период ее расширения за счет соседних государств.

Это довольно странная позиция. Многие государства когда-то занимали территорию большую, чем сейчас. Однако далеко не все считают своими некогда завоеванные и потерянные земли. Современные римляне не претендуют на Хорватию или Сирию, русские – на Финляндию или Польшу, турки – на Сербию или Ирак.

В 1828 году после присоединения к России Эриванского и Нахичеванского ханств на их территории была создана Армянская область. Начался период массовой армянской миграции из Турции и Ирана в Российское Закавказье. Тут-то и были востребованы карты Армении I века до н.э., доказывавшие принадлежность армянам земель упомянутых ханств. А доказывать это нужно было, потому что значительное большинство населения «Армянской области» состояло из азербайджанцев. О неармянском характере этих земель свидетельствовали топонимы, архитектурные памятники и многое другое. Так началась кампания по выдавливанию азербайджанцев и следов их присутствия с территории новообразованной Армении, «успешно» закончившаяся в начале 90-х годов XX века.

Наступление на азербайджанское культурное наследие велось по следующим направлениям.

Культурный плагиат: присвоение произведений азербайджанского музыкального, архитектурного, прикладного и прочих видов искусств. Арменизация: изменение азербайджанских топонимов на армянские. Ликвидация: то, что по соображениям здравого смысла нельзя было присвоить и арменизировать (мечети, гробницы, кладбища), просто уничтожалось. Доказательств этому сотни. Примеров культурного плагиата особенно много в музыкальной сфере. Значительное количество азербайджанских народных песенных и танцевальных мелодий представлено как армянские. Не избежали подобной участи и произведения азербайджанских композиторов. Причина проста. Это – азербайджанское культурное влияние. Классик армянской литературы Хачатур Абовян писал в начале XIX века: «Наш народ настолько вошел во вкус их языка, что песни, сказки, пословицы – все у нас по-тюркски…» (Абовян X. Раны Армении. Ереван, 1977). И еще: «А ведь певали по-тюркски, многие из них [армян] ни одного слова не понимали, но душа слушающего и созерцающего улетала в рай и возвращалась…»; «Проклят тюрок, но слово его благословенно». (Абовян X. Указ. соч.).

Неудивительно, что вместе с музыкой армяне перенимали у соседних народов и музыкальные инструменты. Среди них – знаменитый «армянский дудук». Это не что иное, как азербайджанский балабан, возможно, названный армянами «дудуком» вследствие недостаточного знания азербайджанского языка. «Дудук» по-азербайджански означает «свирель». Похожее слово (дудка) есть и в русском языке, возможно, заимство татарского. История азербайджанской музыки знает десятки примеров успешной интеграции армян в азербайджанское искусство. Например, песни композитора середины XX века Андрея Бабаева до сих пор поют в Азербайджане, России и Турции. И в Турции композиторы-армяне (Кемани Татеос-эфенди, Кемани Саркис-эфенди, Онно Тунч и др.) не менее популярны, чем Андрей Бабаев в Азербайджане.

Азербайджанское культурное влияние на армян не ограничивалось музыкой. В прошлые века десятки поэтов-армян творили по-азербайджански. Хорошо известен тбилисец Саят-Нова, писавший в основном по-азербайджански, но имевший армянские и грузинские стихи. Однако мало кто знает, что карабахский армянин и русский генерал первой трети XIX века Валериан (Мирзаджан) Мадатов – автор целого поэтического сборника (дивана), написанного по-азербайджански. Об армянских стихах Мадатова ничего не известно.

В прошлом тифлисский армянин Роберт Мамулян, став американцем, в 40-е годы спродюсировал и снял фильм «Аршин мал алан», попутно выдав себя за автора самой оперетты. Тут уже не выдержал истинный автор, классик азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков, чьи произведения не раз «заимствовались» армянами и раньше. Его жалоба дошла до самого Сталина, в итоге в Баку был снят, так сказать, аутентичный «Аршин мал алан».

Но что я все о музыке? Есть и другие искусства. Коллекция Ереванского музея ковров во многом формировалась за счет «армянских» ковров из азербайджанских сел на территории Армении. При этом в описаниях ковров сохранялись азербайджанские названия орнаментов (бута, ачма-юмма и т.п.). В последние годы к ним прибавились изделия, вывезенные из разграбленных азербайджанских деревень Карабахской зоны. К армянским формам устного народного творчества были отнесены тюркские четверостишия «баяты» (в персидской и арабской традиции известны как «рубай»). За оригинальную армянскую версию стал выдаваться перевод тюркско-огузского эпоса «Кероглы».

Особый интерес армянские идеологи проявляют к памятникам архитектуры и археологии. Так как их успешное присвоение является самым важным доказательством «исторически армянского» характера территорий соседних народов. И это касается не только азербайджанских памятников. Русский историк В.Величко писал в начале XX века: «Грузин они [армяне] в области историко-археологических памятников грабят бессовестнейшим образом: сцарапывают грузинские надписи с памятников, захватывают древние православные часовни и опустелые церкви» (Величко В.Л. Кавказ. Тифлис, 1904). Об этом же – работа известного грузинского поэта и публициста И.Г.Чавчавадзе «Армянские ученые и вопиющие камни» (Тифлис, 1902). Армянские ученые претендуют на то, что их народ – единственный наследник христианской культуры на Кавказе. Памятники христианской архитектуры Кавказской Албании на территории Азербайджана представлены международной общественности как армянские.

Следует отметить, что памятники христианской архитектуры широко представлены в Азербайджане, и не только в тех регионах, которые обозначены как армянские на карте Армении I века до н.э. Это наследие Кавказской Албании, равно как и тюрко-монгольского христианства. Многие монгольские феодалы, владевшие азербайджанскими землями, исповедовали христианство. На принадлежащих им землях они построили большое количество монастырей и церквей. Одним из таких храмов является Гандзасарский монастырь в Нагорном Карабахе. В архитектурном стиле храма, его богатых орнаментальных украшениях, даже изображении Христа отчетливо прослеживаются традиции тюркского искусства. После упразднения русскими властями Албанской церкви в 1836 году ее имущество и храмы были переданы Армянской церкви. По приказу ее иерархов архивы Албанской церкви были уничтожены, албанские надписи на христианских храмах менялись на армянские, часто изменялись даже архитектурные элементы. Так был положен конец 1400-летнему существованию Албанской церкви.

Войны, грабежи и насилие были в истории большинства наций. И, как правило, они сопровождались уничтожением культурно-исторического наследия противника. Отличительной чертой армянского культурного терроризма является его перманентный характер. То есть он велся постоянно, даже в период мирных взаимоотношений азербайджанцев и армян. Или, может быть, война велась всегда, а азербайджанцы лишь принимали за мир ее холодные фазы? Недоброжелатели азербайджанцев хорошо понимали, что лишить истории означает оставить без будущего.

Во время последней войны армянские оккупанты продолжили политику культурного терроризма по отношению ко всему азербайджанскому. На занятых армянскими войсками территориях сжигались мечети, музеи и театры, разрушались кладбища и гробницы. В 1992 году в ходе кровавого штурма города Ходжалы были серьезно повреждены археологические памятники Ходжалинской цивилизации, относящейся к бронзовому веку. В руках армян находится и азербайджанский город Шуша, памятникам которого нанесен серьезный ущерб. Этот город – один из четырех, известных как заповедник аутентичных образцов азербайджанского городского планирования и традиционной архитектуры.

Азербайджанская Республика неоднократно обращалась в ЮНЕСКО с жалобами на разрушения армянами азербайджанских памятников культуры, но эти обращения не имели никакого результата. А ведь речь идет об историко-культурном наследии не одного лишь азербайджанского народа. Беднеет весь мир, тускнеет серебро общечеловеческой культуры, если уничтожается любая ее часть. Культура не должна сдаваться варварству!