Март 09th, 2009 | 12:00 дп

Челночный диалог

  • Инесса МОСКОВИНА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Президентам Армении и Азербайджана готовят новую встречу
Челночная дипломатия наконец-то добралась и до практики Минской группы ОБСЕ, посредничающей между Азербайджаном и Арменией в их конфликте из-за Нагорного Карабаха. После двухдневного визита в Баку в конце февраля, а затем не менее насыщенной встречами поездки в Армению и непризнанную Нагорно-Карабахскую республику ее представители вновь вернулись в столицу Азербайджана. Такого интенсивного и по-настоящему челночного диалога посредников с переговорщиками от обеих стран не было уже давно. Даже встречи президентов Азербайджана и Армении ранее готовились без возвращения в ту или иную столицу в зависимости от первоначального графика поездки.





Дипломаты России, США и Франции провели в Баку очередной, второй за последнюю неделю раунд консультаций с азербайджанским руководством, что уже само по себе вызывало большой интерес. Целью переговоров было достижение согласия между сторонами встретиться еще раз. Как и ожидалось, такая договоренность состоялась, и уже в ближайшие два месяца президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян увидятся друг с другом.

Выступая в Баку на итоговой пресс-конференции, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков от имени своих коллег выразил удовлетворение тем, что оба президента поддержали идею нового раунда переговоров. Вместе с тем пока не уточнено, где и когда он состоится.

Французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье прокомментировал встречи, состоявшиеся у посредников с сепаратистскими властями непризнанного Нагорного Карабаха. По его словам, во время встреч с армянами «мы заявили, что не карабахский режим, а люди, проживавшие в Нагорном Карабахе до войны, должны участвовать в дебатах об их будущем». По мнению дипломата, в переговорах должны принимать участие представители и армянской, и азербайджанской общин Нагорного Карабаха.

Дипломат подчеркнул, что Минская группа ссылается на три принципа, которые отражены в Хельсинкском заключительном акте. «Это нерушимость границ, право народов на самоопределение и невозможность решения конфликта вооруженным путем. И наша миссия состоит в том, чтобы эти цели были достигнуты путем переговоров. А в данном документе был отражен всего лишь один принцип», – заявил Фасье.

В свою очередь, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сказал, что и в Ханкенди, и в Ереване были очень сложные переговоры. «Но и армянская сторона, и мы пришли к мнению о том, что переговоры нужно продолжать», – рассказал Мэтью Брайза. Касаясь встречи сопредседателей с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, дипломат охарактеризовал ее как возможность для дальнейшего продолжения переговорного процесса.

Доподлинно детали переговоров дипломаты все же не раскрывают, ссылаясь на необходимость сохранения конфиденциальности. В то же время мадридские принципы, в общей канве давно раскрытые для обсуждения широкой общественности, дают пищу для размышлений относительно слабых звеньев, а точнее говоря, о конкретных нестыковках в позициях армянской и азербайджанской сторон относительно того, как именно должен пойти процесс урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Именно эти противоречия, похоже, и пытаются сгладить посредники.

Среди таких сами сопредседатели МГ ОБСЕ и участники переговоров называют отсутствие согласия сторон по поводу сроков и качества возвращения вынужденных переселенцев (преимущественно азербайджанцев, изгнанных из Нагорного Карабаха в начале 90-х годов); возвращения Азербайджану семи оккупированных районов вокруг территории Нагорного Карабаха, которые армяне называют буфером безопасности своей непризнанной республики; а также принадлежность Лачинского коридора – узкой полоски азербайджанской земли, связывающей Нагорный Карабах с территорией самой Армении. Вкупе с этим рассматриваются вопросы возможного отложенного референдума в Карабахе, в ходе которого его жители – предполагается, что это будут и азербайджанцы, и армяне – должны определить статус ныне сепаратного образования. Этот многоугольник противоречий вытекает один из другого, и вычленять что-то из общей цепи практически невозможно. Если не будет, к примеру, решен вопрос относительно возвращения беженцев-азербайджанцев в Карабах, то тема референдума как формы определения статуса территории никогда не будет восприниматься Баку положительно. С другой стороны, Азербайджан настаивает на своем праве полностью вернуть Лачинский район вместе с коридором, однако армяне считают необходимым контролировать эту дорогу и не желают возвращения этих земель под юрисдикцию Азербайджана. А тут еще возникает проблема статуса миротворцев, которые могли бы разделять стороны при освобождении азербайджанских районов и возвращении туда их жителей-азербайджанцев. Словом, крайне запутанный клубок противоречий, который ниточка за ниточкой предстоит распутывать дипломатам, посредничающей тройке и самим президентам Азербайджана и Армении. Отсутствие реальных мер доверия между сторонами делает их работу и без того сложной и на первый взгляд почти невыполнимой.

Подписанная главами Азербайджана и Армении при посредничестве президента России в ноябре прошлого года Московская декларация не сдвинула решение конфликта, а лишь удержала его в мирных рамках, подчеркнув опасность возобновления военной конфронтации. Посредникам пока не остается ничего, кроме как тиражировать свои заявления о необходимости мирного урегулирования конфликта и увещевать стороны не делать резких движений. Последнее из таких прозвучало в середине февраля и наверняка будет повторено в самое ближайшее время. Основанием для этого скорее всего послужит инцидент, произошедший на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана во время планового мониторинга миссией ОБСЕ зоны конфликта в день приезда посредников в Баку. Выстрелы, прозвучавшие в сторону мониторинговой группы, серьезно озадачили и напугали посредников. Кто стал виновником такого безответственного поведения, прояснит комиссия от ОБСЕ.