Март 09th, 2009 | 12:00 дп

Митрофанушки International

  • Марта ВАЛИЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Спад экономики бьет не только по кошельку финансистов. Нехватка денег заставляет деятелей искусства сворачивать выставки, отменять спектакли и замораживать планы пополнения музейных фондов. Но главная угроза культуре лежит вне сферы финансов. К сожалению, молодое поколение наших сограждан, независимо от уровня достатка, предпочитает тратить время на электронные игрушки и бессмысленные телешоу. А значит, на смену поколениям, сохранившим высокую культуру своих народов, идет интернациональное племя митрофанушек.


Старые лозунги, как и прежняя мода, иногда вновь приобретают былую актуальность. К примеру, сегодня на улицах европейских городов снова появились пикеты, требующие «похоронить капитализм» и размахивающие портретами Карла Маркса. К сожалению, призывы столетней давности сегодня востребованы не только в политике и биологии. На исходе второго десятилетия реформ выяснилось, что молодые жители стран СНГ стремительно утрачивают культурное наследие Страны Советов, отнюдь не приобретая взамен сокровища национальной культуры своих народов. Отказавшись от книг, молодежь выбрала в учителя телевизор. Причем, как предупреждают социологи ВЦИОМа, дело может зайти так далеко, что национальным минкультам придется возрождать забытую программу «Долой безграмотность!».

Винить во всем молодежь трудно. Пристрастия нового поколения формируются под непосредственным воздействием «взрослых». А ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются образцами массовой культуры, пресловутого американского образа жизни в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми кумирами молодых становятся герои бесконечных сериалов и комиксов. Остановить процесс размыва «культурного слоя» может только государство, предоставив своим гражданам свободный доступ к источникам знаний. К сожалению, судя по нынешнему положению «очагов культуры» в Баку и Москве, стратегическое значение библиотек, музеев и кинотеатров для будущего страны сегодня осознают далеко не все чиновники.

 
Место для чтения
 

Нашу цивилизацию часто называют «бумажной». Культурный уровень человека и сейчас измеряется количеством и качеством прочитанных книг. Благо, по давней, еще советской традиции подавляющая часть библиотек на территории СНГ абсолютно бесплатна. А вот с доступностью книг, при всей информационной открытости современного общества, часто возникают проблемы. К примеру, в Москве рядовому читателю вряд ли удастся близко познакомиться с книжным собранием Исторической публичной библиотеки: формуляр здесь выдают только при наличии диплома или студенческого билета гуманитарного вуза. Чуть менее сложно попасть в знаменитую Государственную библиотеку имени Ленина: здесь в зоне относительной недоступности находятся только специализированные отделы с редкими изданиями, рукописями и научной литературой.

В Баку порядок доступа в главное книгохранилище страны еще строже. Основной задачей Библиотеки Управления делами президента Азербайджанской Республики, созданной на базе Центральной городской библиотеки и Библиотеки Хозяйственного отдела Управления делами президента, считается библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание государственных чиновников. Простые граждане могут ознакомиться с ее фондами посредством интернета. Или воспользоваться книгами библиотеки им. Ахундова, чьи фонды лишь немногим уступают Библиотеке Управления делами президента Азербайджанской Республики. Помимо этих двух книгохранилищ выбор для читающего бакинца относительно невелик. По данным азербайджанских СМИ, в столице Азербайджана сегодня действует около 15 библиотек, включая три детско-юношеские и три научные. К слову сказать, количество книгохранилищ в Москве несоизмеримо больше: сегодня здесь насчитывается 2,5 тысячи библиотек, постоянными читателями которых числятся два с половиной миллиона человек.

Конечно, количество библиотек в десятимиллионном мегаполисе вряд ли может дать представление о культурном уровне его горожан. Важно другое: московские библиотеки выжили в годы реформ только благодаря целевой поддержке муниципальных властей. Может быть, такая программа оказалась бы востребована и в Баку, библиотечная сеть которого явно не соответствует статусу столицы. Тогда, может быть, остались бы не у дел перекупщики книг, зарабатывающие на переброске печатных изданий из России в Азербайджан. Конечно, нельзя не учитывать разницу в мощности и количестве бакинских и московских типографий. Зато вопрос доступности книг за счет расширения сети городских библиотек легко могут решить муниципальные власти.

 
Билет на балет
 

Если верить пропагандистам, СССР был самой читающей державой в мире. Правда, и тогда, во времена партсъездов и комсомола, часть молодежи упорно отказывалась брать в руки «книгу – источник знаний». Не беда. Особо упорствующих противников чтения звали в кино. Весьма традиционное, популярное и самое простое занятие тоже шло на пользу: советский кинематограф удивительно бережно относился к национальной культуре, а иные художественные фильмы вполне заменяли учебники литературы. Сегодня, к сожалению, положение изменилось. Как отмечает бакинская журналистка А.Мясникова, из-за дороговизны билетов «сегодня мы уже имеем поколение молодежи, которое ни разу в своей жизни не было в кинотеатре». По ее словам, «…кинотеатров практически не осталось как таковых. Гостей столицы возят любоваться на кинотеатр «Азербайджан», который давно пропагандирует кино как элитарное искусство. По крайней мере, такое впечатление складывается, когда смотришь на цены, отпечатанные на билетиках». В Москве ситуация иная. Пережив пик кризиса в середине девяностых, городская сеть кинопроката сумела встроиться в рынок развлечений десятимиллионного мегаполиса. Но здесь кинопрокат предлагает зрителям стандартный набор голливудских блокбастеров, ценность которых исчерпывается роскошными звуковыми эффектами и выверенной экранной «картинкой».

Предшественником, а также культурной альтернативой кино до последнего времени считался театр. Если верить театроведам, в России этот вид искусства почти не пострадал от кризиса: оттока публики не произошло, государственная поддержка не сократилась, а получатели президентских грантов с головой погрузились в творческие планы. Жаль только, что молодежь предпочитает обходить театры стороной. И дело тут вовсе не в дороговизне билетов. Ценовой диапазон в московских театрах имеет разброс от 150 рублей за место в последнем ряду до пяти тысяч рублей в престижном партере. По сравнению с ценой входного билета в «продвинутый» клуб – сущие копейки. Но смотреть годами все ту же гениальную «Чайку» молодежь отказывается даже бесплатно. А пьес про современную жизнь драматурги пока не «испекли». Причем предпочтения московской публики мало отличаются от пристрастий бакинцев. Доступные, если судить по цене билетов, спектакли в Азербайджанском академическом театре оперы и балета, Азербайджанском драматическом театре, Русском драматическом театре, Театре музыкальной комедии собирают представителей старшего и среднего поколений. Молодежь предпочитает заезжих артистов с «раскрученными» эстрадными программами.

Конечно, прививать культуру подрастающему поколению можно самостоятельно, в кругу семьи. В Баку, например, помощь в этом важном деле родителям могут оказать 16 музеев, 105 клубных учреждений, 13 домов пионеров, девять детских спортивных школ. Посещение спортивных секций и кружков по интересам в столице Азербайджана стоит денег. В Москве большинство подобных учреждений пока работает бесплатно. Тем не менее говорить о благополучии российских досуговых центров не приходится. Стареет преподавательский состав, ветшает материальная база, сокращаются программы походов и экскурсий. В результате все больше молодых людей проводят свое свободное время в танцевальных клубах, чья дороговизна с лихвой компенсируется вольностью нравов.

 
Племя молодое, но знакомое
 

Если верить социологам, во всем мире национальные культуры сегодня вытесняет «культура супермаркета». Главный герой нового мира – человек потребляющий, а потому абсолютно невосприимчивый к любому искусству, кроме рекламных роликов и близкой к ним популярной музыки. Данные опросов показывают, что все чаще среди молодежи народная культура воспринимается как анахронизм. В результате страдает сама основа государства: молодежь с большим скепсисом относится к истории и традициям своего народа, растворяясь в безликом «поколении Next». Причем исправить такой вывих сознания практически невозможно. Как пишет А.Мясникова, «…человек, ни разу не бывавший ни в одном музее, не видевший ни одного сценического представления, кроме елочного, вырастет, встанет на ноги, заработает кучу денег и начнет культурно самообразовываться».

Возмущение искусствоведов и социологов трудно объяснить обычным брюзжанием старшего поколения. Наступление эры митрофанушек, для которых весь кинематограф заключен в рамки американских телесериалов, а главным источником музыки выступает мобильный телефон, грозит потрясениями отнюдь не театрального размаха. Речь идет о будущем республик, обретших независимость в результате распада СССР. По мнению ученых, молодежь давно перестала играть роль ученика, младшего партнера взрослых. Сегодня «племя молодое» выполняет важную функцию «социального бульдозера», расчищая место для строительства нового общества. И меньше всего хотелось бы, чтобы на фундаменте древних дворцов национальной культуры стран СНГ выросли типовые здания закусочных «Макдоналдс». Решить эту проблему можно только на уровне государственной политики. Причем одними только денежными вливаниями здесь явно не обойтись…

 
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ

– Надо очень внимательно прислушаться к запросам общества и не считать, что все эти «Аншлаги» и «кривые зеркала» востребованы людьми. Наше общество хочет не только хохотать, я знаю, какой популярностью пользуется канал «Культура», где идут спокойные обстоятельные разговоры, демонстрируются хорошие спектакли, в том числе классические. А когда с каналов идет постоянно «два притопа, три прихлопа», это перебор. Телевизионная пропаганда, базирующаяся на чуждых для нашего менталитета лозунгах «бери от жизни все», «добивайся богатства любой ценой», подрывает нравственные устои общества. Кардинальное изменение этой ситуации является задачей национальной важности. Сегодня надо говорить о нравственном и информационном оздоровлении.