Март 15th, 2009 | 12:00 дп

Готовимся к Новрузу

  • Джейла ИБРАГИМОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 3,50/5 (2)
Loading ... Loading ...

В вечный праздник весеннего равноденствия и всеобщего обновления мир всякий раз вступает с новыми свершениями и надеждами. Говорят, как встретишь Новруз байрам, так и год проведешь, а быть может, и всю жизнь
И в нынешнем году, как всегда, красочным лейтмотивом празднеств Новруз байрама станут массовые народные гулянья, песни и танцы, состязания пехлеванов и восточные сладости. Но, пожалуй, основным и определяющим условием успешной встречи Новруза станет доброе и чуткое отношение наших соотечественников друг к другу, стремление к взаимопомощи и согласию, щедрость и искренность в помыслах и поступках. И, конечно, не только в дни праздника.





Празднование Новруза сопровождается исполнением распространенных в народе различных обрядовых и бытовых песен, ритуалов, заклинаний, зажигательных плясок и игр, сказок и юморесок (лятифа), пословиц, поговорок, загадок, пронизанных едкими шутками и остроумными высказываниями. Празднества Новруз байрама издревле сопровождались выступлениями цирковых артистов, ряженых, народных комических героев. При этом тесно переплетались самые древние и замечательные традиции семейно-бытового уклада и историко-социальной жизни народа.

***

Новруз байрам является самым радостным и очень любимым праздником на Востоке. Ведь помимо всего прочего его приход был ознаменован началом сельскохозяйственных работ. Так, уже сама приуроченность Новруза к определенным дням (четыре среды – чиллэ вечэ) связывает его с традиционными обрядами поклонения культу земли или плодородия, обновления и возрождения зимней природы и ее пробуждения – перехода от весны к лету. Традиционным являлось обращение народа к силам (стихиям) природы для обеспечения своего благополучия, основы которого закладываются в дни Новруза.

***

По древней традиции, в предпраздничные и праздничные дни никто не должен был ссориться и сердиться. Обиды и сквернословие строго возбранялись, забвению предавались и старая вражда, конфликты или неприязнь. Люди, поссорившиеся в старом году, с наступлением Новруз байрама должны были всячески демонстрировать свое сожаление о случившемся и стремление к примирению. В дни Новруза не разрешалось предоставлять кому-либо ложные сведения, сплетничать, неуместно шутить, клеветать, воровать и совершать непристойные поступки. По старинному обычаю, кредиторы и должники к наступлению Новруза должны были завершить между собой все расчеты.

***

Сельчане во главе с аксакалом посещали те дома или семьи, где в течение года кто-то умер. Приносили соболезнование домочадцам и, поминая умерших, посещали кладбище, присутствующим же при церемонии раздавались печенья, сладости.

***

Все оставшиеся до Новруза дни являли собой напряженную и хлопотливую подготовку к встрече праздника. При этом особое внимание уделялось уборке дома: люди выметали пыль изо всех углов, белили комнаты, усердно протирали окна, двери, убирали двор. Этот усердный многодневный труд ставил целью способствовать процветанию и благополучию семьи, счастью, почету и благосостоянию и особенно рождению многочисленного мужского потомства. Эти традиции сохраняются и в наши дни.

***

О наступлении весеннего равноденствия в прошлом оповещали выстрелами. Этот обычай известен как «Новруз топу атыллы». По обычаю, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома, никуда не выходили и никого не принимали. Правоверные люди проводили время в молитвах, чтении Корана. В народе говорили: «Если в праздничный день не окажешься дома, то семь лет будешь скитаться».

***

Один из дошедших до нас обычаев касается лошадей. В эти дни обо всех домашних животных проявляется особая забота – по сравнению с обычными днями им подбрасывается лучший корм, лошадей же украшают. В сельской местности проводятся конные состязания, игры в «човган». В Новруз остерегаются давать в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существует неписаный обычай – в дни весеннего праздника одаривать людей праздничной «долей» (Новруз пайы). В поднос укладываются праздничные лакомства, семени, свечи, хонча и отсылаются соседям и друзьям. Этот поднос не положено возвращать пустым, так как в этом случае, по народному верованию, дом лишится достатка. Поэтому получившие хончу возвращают посуду, но уже с другими праздничными угощениями, в соответствии со своим вкусом и возможностями.

***

В последнюю среду или в дни праздника в некоторых деревнях принято было совершать обряд опускания (саллама) через дымоход (бажа или бача) или световое отверстие (рызна) дома переметную суму (чанта). Этот обряд имеет множество самых разных названий. Среди девушек популярными являлись различные обряды гадания, среди юношей – спортивные состязания, игра в «битки», «йумурта дойушдурмак».

***

В Азербайджане существует еще один, дошедший из глубины веков, обычай Новруза – ночью в горах молодежь разводит костры и бодрствует до утра. Обычай этот называется «Солнце». До рассвета, пока не взойдет солнце, молодые люди хором исполняют песню «Годухан».

***

Немаловажно, что новогодние подарки желательно подносить не только азербайджанцам, но и представителям других наций и религий, чтобы и они смогли разделить радость праздника Новруз.

***

А в Ордубаде исстари празднование Новруз байрама состояло из двух этапов, первый из которых назывался «семь левин». «Семь левин» начинается рано утром, в день ахыр чершенбе, когда все ордубадцы собираются на рынок и приобретают необходимые продукты и предметы; при этом число наименований продуктов должно равняться семи: кишмиш, фундук, жареный каштан, фисташки, сухофрукты, жареная пшеница (говурга), сладости (ширни). Из них составляли хончу, также выделяли семь определенных наименований для подарков (совгат бахчасы багланыр) и посылали в семь домов; исполнялись семь видов яллы, семь различных танцев.

***

Сама обрядовая пища, ее магическая значимость и состав были подчинены той же основной цели – обновлению жизни. И поэтому праздничные блюда, входящие в трапезу Новруза, отличаются от повседневных не только магическим числом «семь», но и способами приготовления. В день «ахыр чершенбе», или Новруз, на праздничный стол или скатерть (суфра, дастархан) на медном подносе (меджмеи) должны были находиться соль, хлеб, рута, яйцо, уголь, зеркало… По обычаю, этот поднос должен быть неприкосновенным в течение двенадцати дней. Предполагается, что это является символическим воздаянием (назир) солнцу. Вокруг подноса устраивались обрядовые танцы, хоровые песни. А по другому обычаю на подносе должны находиться продукты, начинающиеся с буквы «с», – семени, сирке, сарымсаг, сэбзи, симузар, сэмэк…

***

В разных районах Азербайджана существуют обрядовые различия. К примеру, в Талыш-Муганской зоне в последний четверг и в дни Новруз байрама на скатерти должны находиться следующие блюда, желательно из семи продуктов: лэвэнги из рыбы кутум (зийад), жареная зелень, плов, сэбзикюкю, чеснок, жареная пшеница, кишмиш, ийдэ, сабзэ, ногул, яблоко, крашеное яйцо, вода, зеркало, горящие свечи – по семь штук (на каждого мужчину в семье), рута (узэррик). На совке (хакендаз) сжигают веточку руты и окуривают дымом комнаты, семена же ее мнут и делают метки на лбу у детей. Дети перепрыгивают через зажженную руту семь раз. Крашеные яйца дарили друг другу, ими украшали новогодние подарки невесты, этот продукт также был одним из основных на новогоднем столе в Азербайджане.

***

Важное место среди праздничных блюд занимали различные сладости, пряности, специи и фрукты. Так, в Талыш-Ленкоранской зоне наряду с печеными изделиями, такими, как гогал, гэнди кулч, биши, гэнди кукэ, пахлава, шор чорайи, кутаб, шэкэрбура, также готовили следующие виды халвы – рисовую, мучную (тэрэ), халву с умаджом и т.д. На стол ставили также различные пловы: сузмэ плов (или дошэмэ плов), гиймэ плов, тойуг плов, а также различные сиропы (джулааб) из сухофруктов.

***

Среди ираноязычных народов на праздничный стол подавались следующие продукты: чеснок (сир), проросшее зерно (сэбзи), джидда (чанчид), яблоко (сиб), уксус (сиркэ), рута (синаид) и напильник (сухон).

***

На Абшероне Новруз байрам обычно встречали молочным пловом (сюдлу плов). А на хончу клали сушеный тут, изюм, яблоко, апельсин, инаб, лэблэби, ийдэ, ногул, набат.

В Баку кроме всего этого в обычаях было на праздник подавать кофе, чай с лимоном и различными вареньями, соки (искэнчэби), различные шербеты, розовую воду – кулаб.