Март 15th, 2009 | 12:00 дп

Идентичность идущих впереди

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Послесловие к «круглому столу» («АК» № 05 (106) от 13 февраля 2009 г., http://www.azcongress.ru/article.php?2612)





Из газеты «Кяшкюль» (1891 г., № 115):

«Из диалога двух пассажиров – иностранца с азербайджанцем на тифлисском вокзале.

Зарубежный господин интересуется, какой национальности его попутчик. Тот отвечает:

– Я мусульманин.

– Нет, я спросил, какой вы национальности.

– Я и говорю – мусульманин.

– Эфендим, национальность – это одно, а вера – другое. Понятно, что вы исламского вероисповедания. Хотел бы узнать, какой вы национальности?

Хотя наш сородич долго ломает голову, чтобы ответить собеседнику, и не находит, что сказать, иностранец выручает:

– Ваша нация – азербайджанская.

– Какую нацию вы изволили назвать, эфендим?

– Азербайджанскую, милейший мой, азербайджанскую!» 1

 

Деятели азербайджанской культуры, искусства и образования XIX – начала XX вв. всеми доступными им средствами культуры, просвещения, наконец, прессы самоотверженно и смело низвергали идолов массового сознания, разрушали ложные авторитеты, боролись с вековыми предрассудками и невежеством. Они делали самую тяжелую и неблагодарную работу – расчищали духовную жизнь от мракобесия, консервативных традиций, готовили ее для пробуждения национального, гражданского сознания азербайджанского народа. Они, по сути дела, создавали новые основы для широкого развития светской культуры, формировали новый тип подлинного, критически творческого патриотизма, не голословной, а ответственной любви к Родине и родному народу. И это давало им право, смеясь сквозь слезы и иронизируя, преподносить читателям и слушателям горькие, но целебные истины. Их главным оружием были социальная критика и жесткая, беспощадная сатира, помноженные на непрестанную просветительскую работу. А главной целью – духовное раскрепощение масс, пробуждение национального самосознания, достоинства и самоуважения.

Приведенная выше в качестве эпиграфа цитата 118-летней давности – красноречивое документально-публицистическое свидетельство молодой энергии и напора творческой интеллигенции той эпохи, бесстрашно боровшейся против мракобесия и фанатизма, за национальное раскрепощение масс. Они – это Мирза Фатали Ахундзаде (Ахундов), Абас Кули хан Бакиханов, Мирза Казембек, их современники, сподвижники и восприемники. И далее – Мирза Алекбер Сабир, Джалил Мамедкулизаде, Узеир Гаджибеков, их сподвижники, современники, ученики. Именно они создавали идейно-нравственные, духовные ориентиры национального сознания, современной азербайджанской культуры, а значит – национальной идентичности. Именно на этой почве формировались новые представления о свободе народа, мечты о его возрождении и демократическом будущем.

В своем недавнем интервью для нашей газеты («АК» № 07 от 27 февраля 2009 г.) руководитель Союза писателей Азербайджана, выдающийся писатель и общественный деятель страны Анар подчеркнул, что «Дж.Мамедкулизаде – прозаик, драматург, сатирик, Узеир Гаджибеков – основоположник азербайджанской классической музыки, Гусейн Джавид – поэт-романтик, драматург, автор ряда стихотворных пьес» – и есть «отцы-основатели азербайджанской культуры двадцатого века». Именно они, по словам писателя, направили азербайджанскую литературу и искусство в русло современных «европейских традиций».

Включив в этот круг титанов их выдающихся предшественников (XIX в.), современников и последователей (XX в.), открываем перед собой богатейшую панораму возрождения, расцвета духовной культуры Азербайджана, на основе которой и формировалась современная национальная идентичность азербайджанского народа; вновь и вновь убеждаемся в том, как их творчество повлияло на духовность, мироощущение народа, его национальный характер, его возвышение до уровня субъекта собственной исторической, общественно-политической судьбы.

К чему весь этот разговор? Суть в том, что с прошлого года редакция «АК» вынашивает непропорциональный по сравнению с нашими скромными возможностями грандиозный замысел. Он состоит в том, чтобы на страницах нашей газеты регулярно освещать, показывать выше обозначенную историческую панораму в течение всего 2009 года. Справедливости ради следует отметить, что об истории Азербайджана, азербайджанской науки, культуры, искусства, их творцах и созидателях «АК» рассказывает в меру своих возможностей с первых же номеров. Но теперь я думаю, что настала необходимость развернуть эту тематику таким образом, чтобы показать читателям, какую роль в формировании и развитии азербайджанской нации сыграли и продолжают играть наша творческая интеллигенция старших поколений, ее духовное наследие. Еще летом прошлого 2008 года я специально обсуждал эти замыслы с выдающимся российским азербайджанским писателем и нашим постоянным автором Чингизом Гусейновым. Он не только поддержал идею нового проекта «АК», но и любезно предложил в его рамках два взаимосвязанных цикла публикаций о роли выдающихся деятелей искусства, культуры, науки Азербайджана. Это один цикл. И параллельно с ним – цикл о выдающихся государственных и политических деятелях – от Шах-Исмаила Хатаи и Фатали хана Кубинского вплоть до наших дней. И еще одна категория творческих, общественных деятелей из Азербайджана, живших и работавших в разные времена в Москве, России. Их творчество также должно быть отражено в рамках нашего проекта, получившего название «Идущие впереди».

Чтобы осуществить этот замысел, было решено обсудить его за «круглым столом» с участием живущих в Москве наших выдающихся соотечественников. «Круглый стол» успешно состоялся. Но внезапно вспыхнувшая прошлой осенью бурная дискуссия об элите и элитарности в современном азербайджанском обществе, спровоцированная острыми, но справедливыми замечаниями по этому поводу выдающегося деятеля азербайджанской и российской культуры, писателя и драматурга Р.Ибрагимбекова, внесла существенные коррективы в повестку нашего заседания. И судя по откликам читателей, состоявшийся разговор вызвал у них неподдельный интерес и поддержку. Это значит, что наши планы востребованы, на нашу «продукцию» есть и будет спрос. И мы должны по максимальному счету выполнять свои обязательства перед читателем и в России, и в Азербайджане.

В конечном счете речь идет не только об освещении бесценного духовного социально-культурного наследия азербайджанского народа, накопленного в течение минувших двух последних столетий. Разумеется, «АК» не замахивается на глобальные национально-исторические масштабы. Свою задачу мы видим в том, чтобы на конкретных, отдельно взятых творческих примерах показать уникальный опыт строительства азербайджанской национальной идентичности, основанной на духовных, нравственных и исторических ценностях народа. Понятно, что подобная коллективная работа возможна лишь при заинтересованном участии в ней читателей и авторов и вообще всех небезразличных к предлагаемому проекту людей.

Статус азербайджанской нации, как и других наций, представлявших союзные республики СССР, определялся категорией «титульная нация». Особых правовых, политических и экономических преимуществ этот статус не давал. Но он позволял местным властям выстраивать и осуществлять национальные приоритеты в области языка, культуры, религии, народных традиций и обычаев, разумеется, в рамках советской идеологии и политики. Особое значение при этом имели вопросы изучения, накопления, осмысления исторических знаний о родном народе. Это обогащало историческую память народа, укрепляло его самосознание. Сложившаяся в течение советского периода национальная гуманитарная, научная, инженерно-техническая интеллигенция, ее элита, в свою очередь, сформировала новую азербайджанскую идентичность XX века, отвечающую реалиям национального статуса советской эпохи.

Перестройка, спровоцированный ею карабахский конфликт, наконец, развал СССР и обретение Азербайджаном государственного суверенитета радикально изменили исторический – государствообразующий статус народа. И в этот, можно сказать, революционный период творческая интеллигенция также внесла определенный вклад в процесс обретения нового исторического статуса народа, самостоятельно вышедшего на мировую арену. Но на новом витке лидирующую роль в формировании нового статуса приобрели политика, ее лидер и госаппарат. Минувшие двадцать лет показали, какую огромную роль сыграл общенациональный лидер Гейдар Алиев в укреплении независимости, суверенитета и образа жизни азербайджанской нации. Вместе с тем, хотя новый государствообразующий статус и является правовой реальностью, тем не менее есть еще немало вопросов, связанных с реализацией этого статуса. Вопрос в том, насколько сформирован новый образ политической жизни общества и нации, насколько она прониклась, овладела этим высоким статусом. И, наконец, где та элита, и духовная, и политическая, которая внесла бы свой вклад в освоение народом своего высокого государствообразующего статуса.

Наша газета открыта для широкого освещения, обсуждения затронутых вопросов, той роли, которую еще предстоит сыграть новым элитам в форме диалога между соотечественниками.





1 Цитируется по: А.Рустамова, Б.Набиев, Я.Караев. Азербайджанская литература. Баку. «Элм», 2005.