Март 29th, 2009 | 12:00 дп

Где Волга сливается с Окой

  • Фархад АГАМАЛИЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Один из древнейших городов русских – Нижний Новгород – за свою почти 900-летнюю историю пережил много смут и разрушительных войн. 90-е годы прошлого века, тоже с полным на то основанием, можно назвать смутными. В Нижнем в отличие от Москвы из танков по госучреждениям не палили, но художеств криминальных и прочих тоже достало с лихвой. И, конечно, все это не могло не отразиться на жизни и самоощущении азербайджанцев, которые в поисках лучшей доли десятками тысяч подались тогда в российские края.





Если же выражаться без эвфемизмов, можно сказать проще и грубее: гнобили здесь наших соотечественников вовсю. Могли оскорбить, сказать в лицо: «Вы там замучили несчастных армян», не давая себе труда разобраться, кто в действительности виноват в конфликте. Гадости на тему «понаехали» можно было услышать и от какого-нибудь мордоворота, и от интеллигента. Сегодня председатель Нижегородского регионального отделения ВАК Мамед Джамал вспоминает об этом хотя и с не очень веселой, но улыбкой. В начале 90-х было не до смеха. И уже тогда он осознал простую вещь: эффективно и достойно защищать свои права и интересы возможно, только объединившись под эгидой общественной организации. Вывод, продиктованный самой действительностью, ставший особенно актуальным, когда самые успешные из наших соотечественников завели собственное дело и стали случаться нападения на них, поджоги их объектов и другие проявления недружелюбия на почве зависти.

Призывы о единстве были сквозным лейтмотивом во время нашей командировки в Нижний. Мы приехали туда с первым заместителем исполнительного директора Всероссийского Азербайджанского Конгресса Ильгаром Гаджиевым для встреч с активом РО ВАК.

Открывая встречу, Ильгар Гаджиев рассказал собравшимся о сегодняшних реалиях ВАК, о задачах организации на нынешнем этапе, коснулся проблем. Из чрезвычайно важных – потребность в значительно более активном участии РО в образовательной программе ВАК. Надо шире вовлекаться в проект, выявлять способных ребят в своем регионе, чтобы программа не ограничивалась только молодыми людьми из столиц.

На встрече присутствовали самые активные, самые читающие члены РО, и поэтому весьма приятно было слышать их добрые слова в адрес нашей газеты как издания глубокого, содержательного и яркого по форме подачи. Гаджиев, напомнив, что «АК» – единственный еженедельник среди других диаспорных газет в России, призвал к более активной ее поддержке в смысле распространения и подписки.

Возникали и вопросы неожиданного свойства. Например, адвокат Матляб Кулиев интересовался, почему у азербайджанцев области нет своего кабельного телевидения. У многих диаспор есть, а у нас нет. Так, довольно горячо и экспансивно утверждал адвокат, наши дети могут вовсе забыть родной язык и мелодии национальной музыки. Гаджиев ответил на это, что важность проблемы сохранения языка и культуры очевидна и ВАК готов оказать необходимое содействие для приглашения в Нижний Новгород популярных азербайджанских музыкальных коллективов, звезд, деятелей культуры. Но инициатива должна исходить из «низов», от местных организаций.

Разговор о кабельном ТВ получил неожиданное развитие, когда я спросил, а что, собственно, мешает вам проявить ту самую «низовую» инициативу. Тут в разговор вмешался приглашенный на встречу управляющий делами Духовного управления мусульман Нижегородской области Тимур Фахреддинов, заявив, что есть проблемы куда более важные и для азербайджанцев, и для татар, а именно, духовное развитие в религиозном плане. Однако, опять не выдержал я, духовное не сводится только к религии, а ТВ как раз может стать весьма серьезным подспорьем в пропаганде духовных ценностей.

Я достаточно подробно пишу об этом только для того, чтобы показать: нашу диаспору интересует самый широкий спектр вопросов, имеющих отношение к основополагающим, сущностным аспектам национального бытия. Все время возвращаясь к разговору о газете, участники встречи подчеркивали важность глубокого и аналитического осмысления и освещения карабахской проблемы, путей ее решения. Говорили о вовлеченности Азербайджана в международные нефтегазовые проекты и о том, как это сказывается на жизни простых азербайджанцев. И о многом другом, о чем соотечественники постоянно размышляют и на исторической родине, и в диаспоре.

В более приватной обстановке мы долго беседовали потом с Мамедом Джамалом, с его соратниками по общественной работе – Видади Мирзоевым, Сулейманом Нифталиевым, другими. Люди все солидные, умудренные опытом, крепко стоящие на ногах. Количество азербайджанцев, проживающих в области, по подсчетам Мамеда Джамала, колеблется от 35 до 55 тыс. человек. Более точной статистики пока нет. Но если даже брать нижний предел – 35 тыс. – это тоже сила внушительная. И сейчас большинство наших соотечественников в области вовсе не работники рынка, а строители и животноводы, механизаторы и интеллигенция.

Основная специализация Мамеда Джамала – переработка лесной продукции. Полный цикл – от только что сваленного бревна до изготовления домов. Успешно развивает свое производство вот уже 10 лет. А вообще-то в Нижнем уже 30 лет – большая часть жизни. Укорененный. Пользуется огромным авторитетом не только в диаспорной среде, но и в областных эшелонах власти. Говорит, что спокойно жить в благополучные времена – дело нехитрое. Другое дело – в условиях кризиса, когда возникли трудности. Еще актуальнее, чем раньше, стала необходимость взаимовыручки, помощи. Вес Конгресса сказывается и в том, что в трудные времена, опираясь на него, можно эффективнее защищать интересы и самых слабых в материальном смысле соотечественников, которым всегда оказывалась и оказывается необходимая поддержка.

Близкий друг Мамеда Джамала Видади Мирзоев – тоже из Агдаша; он старше на семь лет, через год отметит 60-летний юбилей. Владеет торгово-производственным кооперативом «Ширван». Человек большого обаяния; беседовать с ним – удовольствие, столько в нем мудрости и мягкого юмора. В те неблагополучные 90-е они вместе создавали общество «Вэтэн» («Родина»), которое позже трансформировалось в региональное отделение ВАК.

У Сулеймана Нифталиева три предприятия, два из них – сельскохозяйственные. Земледелие, животноводство, опять же лесопромышленность. Тоже начинал предпринимательство 10 лет назад; сегодня у него работают 200 человек – русские, татары и, конечно, соотечественники. Колхоз, который он принял, был, мягко говоря, в плохом состоянии, сейчас он лидирует по всем показателям на севере области. Когда Сулейман делом доказал, на что способен, глава соседнего, Ветлужского района попросил его взять подведомственное ему отсталое хозяйство. Сулейман пригласил возглавить это дело еще одного агдашца – Адиля Гасанова. Единство в действии! По образованию инженер-электромеханик, Сулейман в 2005 году стал депутатом на исконно русской земле, выиграв у действовавшего депутата от «Единой России». Возглавляет в Законодательном собрании Варнавинского района самую большую комиссию – по бюджету, налоговым сборам и экономике.

Он считает, что его пример не уникален. Утверждает, что для инициативного энергичного человека особых проблем роста в области нет. Государство предоставляет пятилетний беспроцентный кредит для освоения обширных пустующих земель для поддержки отечественного производителя. Разве не грех не воспользоваться таким шансом и нашим соотечественникам. Десятки тысяч из них выросли в деревне, и основы крестьянского труда, думается, не напрочь забыты ими на российской земле.

Сегодня у азербайджанцев в Нижнем нет проблемы достучаться до властных дверей, чтобы открылись, чтобы их выслушали. Азербайджанцев приглашают на все самые серьезные собрания, круглые столы, к их мнению не только прислушиваются, а случается, им руководствуются. Потому что им верят. Были какие-то межэтнические трения года два назад, но сели, разобрались, и выяснилось, что все можно уладить миром. Мы здесь живем, говорят соотечественники, здесь растут наши дети, и мы должны заложить надежные основы их благополучного будущего. Главное для этого – сосуществование в согласии со всеми, кто населяет веками эту землю, уважение к их традициям, культуре, укладам жизни.