Апрель 05th, 2009 | 12:00 дп

Большая сделка для Южного Кавказа

  • Евгений КРИШТАЛЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

США и Турция готовят пакет для региона
С приближением даты 24 апреля вокруг темы трагических страниц в истории армянского и турецкого народов и их взаимоотношений в 1915 году нагнетаются особые страсти. Все мировое армянство, а вместе с ним и турки в двадцатых числах апреля будут внимательно вслушиваться в слова президента США Барака Обамы, словно великого гуру, от которого зависят их судьбы. Американский лидер, ожидается, готовится произнести самые важные для армян слова с признанием событий, произошедших в ходе Первой мировой войны начала прошлого века, геноцида армянского народа.





Однако, судя по всему, одним признанием геноцида дело не ограничится. За ним последуют определенные действия, тщательно разрабатываемые американской администрацией. Страны, вовлеченные в региональное соперничество на Южном Кавказе, а чаще – в противостояние, ожидает некий большой пакет соглашений, включающий много уровней. Американская дипломатия совместно с турецкой интенсивно готовит некую большую сделку, которая, по возможности, должна будет учесть интересы всех заинтересованных сторон.

В пакет по идее должны войти все аспекты взаимоотношений не только между Турцией и Арменией, но и урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Готовы ли его основные контуры или стороны все еще в поисках решений, покажут переговоры Барака Обамы в Турции, куда он приедет уже в начале апреля. Многое из уже достигнутого наверняка будет обнародовано в ходе этого визита, поскольку дата 24 апреля совсем близка. Что предложит Америка для своего стратегического партнера в регионе, вопрос далеко не праздный.

Последние челночные поездки сопредседателей Минской группы ОБСЕ (которая объединяет дипломатов России, США и Франции), посредничающей между Азербайджаном и Арменией, между двумя столицами показали, что политические центры мира не заинтересованы в консервации существующего положения и намерены убедить конфликтующие стороны прийти к некоему соглашению. Последний блиц-визит американского дипломата в МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы в Ереван и Баку засвидетельствовал большое желание американцев не упустить лидерства в процессе сближения двух стран.

Что бы ни говорили сами посредники и их более высокие начальники, соревнование между странами в том, кто убедительней остальных отработает свою миссию на Кавказе, все же имеет место. После подписания президентами Азербайджана и Армении в ноябре прошлого года Московской декларации лидерство на время перешло к России. Американцы сегодня наверстывают отставание, предлагая для сторон более широкий пакет, включающий в себя и Турцию.

О том, что консультации ведутся в более широком формате участников, чем прежде, сказал сам Мэтью Брайза после окончания визита в Баку. «У официального Вашингтона сформировалась позиция, согласно которой процесс урегулирования нагорнокарабахского конфликта должен вестись параллельно с нормализацией турецко-армянских отношений. В вопросе армяно-азербайджанских отношений мы достигли определенного сдвига», – подчеркнул американский дипломат.

Такой подход во многом не новый, но в настоящее время он может быть максимально востребован по самым разным причинам. Открытие границ между Турцией и Арменией рано или поздно должно произойти, вопрос в том, чем это будет обусловлено и какими последствиями отольется для других участников большого торга.

В этом вопросе должно учитываться много обстоятельств касательно интересов Турции и ее взаимоотношений внутри региона. В частности, стремление Анкары интегрироваться в Евросоюз, получение согласия турок на возможное создание курдского государства в северном Ираке (недавнее посещение президентом Турции Абдуллой Гюлем Багдада было отнюдь не визитом вежливости). И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов братские союзнические обязательства перед Азербайджаном, которые для Анкары чрезвычайно важны.

Для Баку блокирование Еревана и исключение его из многих региональных проектов – задача не только экономического, но и политического характера. Закрытие армяно-турецкой границы и отсутствие между странами прямых экономических связей заметно ослабляет Армению, что дает Азербайджану дополнительные преимущества в борьбе за восстановление территориальной целостности и возвращение контроля над Нагорным Карабахом.

Что же касается урегулирования спора вокруг Нагорного Карабаха, то американцы однозначно будут увязывать турецкие интересы с азербайджанскими. В Баку крайне ревностно относятся к инициативам турок, ищущих сближения с армянами. В этом отношении Азербайджан ждет от союзников большего, чем деклараций о вечной дружбе тюркских народов.

Разобраться во всех деталях обширного пакета пока сложно – слишком много нюансов кроется в каждой конфликтной ситуации, а количество игроков превышает всякие пределы. Вашингтон же рассчитывает за ниточку турецко-армянского примирения вытащить и другие не менее сложные проблемы региона, безусловно, исходя в первую очередь из своих интересов. Потому перед произнесенным словом «геноцид» должна быть заготовлена хотя бы часть этапных предложений из пакета. Исходя из принципов конфиденциальности, практикуемой на армяно-азербайджанских переговорах, многие из деталей большой сделки для Южного Кавказа не будут обнародоваться одномоментно. Как говорится – всему свое время…