Апрель 05th, 2009 | 12:00 дп

Мелодия в 23 аккорда

  • Нигяр МУСАЕВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

…Это было давно, так давно, что уже почти никого из тех, кто помнит эти события, нет на свете… Красивый молодой человек, повелитель мелодий, больше всех любил одну из них – щемяще-нежную «Сары гялин». Знаменитый композитор, сыгравший громадную роль в становлении азербайджанской классической музыки, мало жил, но очень многое успел. Его имя Асаф Зейналлы. 5 апреля 2009 года ему исполнилось бы 100 лет (1909–1932).





К короткой, но поистине блистательной музыкальной деятельности Асафа Зейналлы применительно определение «первый»… Он был первым азербайджанским композитором, получившим профессиональное образование в стенах Азербайджанской консерватории. Являлся автором первых романсов, фортепианных и скрипичных миниатюр, а также первых образцов симфонических произведений.

Его жизнь состояла из 23 звонких лет, и практически каждый год был наполнен плодотворной и вдохновенной работой. С раннего детства он зачарованно «вдыхал» народные мелодии, слушал пение своей матери, аккомпанирующей себе на гармони. В семь лет самостоятельно определил себя в школу, одновременно учась игре на кларнете и пению в детском хоре… А несколькими годами позже уже выступал в городском парке в составе самодеятельного духового оркестра…

Все это происходило в городе Дербент, где родился будущий композитор. После переезда в Баку в 11 лет Асаф Зейналлы поступает в военную школу. Но занятия музыкой он не прерывал. Муза Асафа Зейналлы, напротив, зазвучала еще громче. В военной школе наряду с другими предметами он изучил азы нотной грамоты и даже научился играть на трубе… Одним словом, использовал любую возможность совершенствовать свое музыкальное образование и мастерство. Потом было музыкальное училище, носящее по сей день его имя. Были годы учебы в Азгосконсерватории, преподавание в ней же (он вообще очень рано начал преподавать, проявив и в этом немалый талант). Было и тесное творческое общение с легендарным Узеиром Гаджибековым, у которого молодой музыкант очень многому научился, а позже сам делился с мастером знаниями и опытом, полученными в Ленинграде…

Ленинград… Этот город занимал очень важное место в жизни Асафа Зейналлы. Причем не только и даже не столько творческой, сколько личной… Именно здесь, на берегу Невы, он встретил свою первую и единственную любовь – девушку неписаной красоты, навсегда поразившую сердце музыканта. Увы, любовь оказалась хоть и взаимной, но несчастной – родители с обеих сторон были решительно против брака своих детей, принадлежащих к разным национальностям и религиям. И именно с тех пор Асаф Зейналлы часто и самозабвенно исполнял народную песню «Сары гялин», рассказывающую о трагической истории любви юноши-азербайджанца к светловолосой девушке. Существует несколько версий происхождения этого песенного шедевра. Кто-то относит его рождение ко временам Шаха Исмаила, участие же Зейналлы ограничивается аранжировкой, кто-то настаивает на его абсолютном авторстве, кто-то на авторстве слов, кто-то полагает, что А.Зейналлы положил эту красивую народную песню на ноты, отшлифовал ее, пропустив через себя. Достоверно одно: «Сары гялин» было любимейшим и наиболее часто исполняемым произведением Асафа Зейналлы.

Основная особенность творчества Зейналлы – глубокая и органичная связь народной музыки с революционной новизной. Он подбирал «скрипичные ключи» в музыкальное будущее своей страны. «У ашугов мы многому можем научиться – умению волновать массы, умению вести массы за собою», – писал Зейналлы в своем докладе «Пути развития пролетарской музыки в Азербайджане». Если с пониманием отнестись к обязательным оборотам и особой в те времена лексике, то дивишься, насколько точно охарактеризовал народную азербайджанскую музыку композитор.

Асаф Зейналлы – родоначальник многих жанров, в частности, уже упомянутых азербайджанских романсов. Один из них – патриотический романс «Олкем» («Страна моя») – до сих пор является одним из самых любимых вокалистами. Языком своей музыки Асаф Зейналлы стремился раскрыть внутренний мир человека, его мысли, чувства. Его романсы – лирический монолог, искренний рассказ о самом сокровенном: о любви, будь то любовь к родине или к женщине…

Велика заслуга Зейналлы и в становлении национальной фортепианной музыки. Именно он впервые наглядно использовал в своем фортепианном творчестве фольклор, синтезировав его национально-характерные черты с традициями классической фортепианной музыки.

Он активно сотрудничал с театром, писал музыку к драматическим постановкам, таким как «Дочь Индии», «Янгын» («Пожар»), «Севиль», «Тайная рука», «В кровавой пустыне» и т.д. Со временем у него появилась идея объединить наиболее интересные из этих мелодий в одно целостное произведение. Так появилась симфоническая сюита «Фрагменты», в отдельных частях которой композитор использовал тематический материал театральных постановок. Это наиболее масштабное и значительное произведение Асафа Зейналлы, которое, кроме того, является одним из первых в истории азербайджанской музыки произведением для симфонического оркестра.

Он повсюду умел находить мелодии, «огранять» алмазы совершенно случайных звуков, превращая их в бриллианты…

Асаф Зейналлы умер в 23 года от тифа, которым заразился во время своего беззаветного служения музыке – болезнь «подкараулила» его в одном из районов страны, куда он отправился вместе с другими музыкантами с концертами.

Сегодня имя Асафа Зейналлы у всех на устах, прежде всего благодаря музыкальному училищу, долгие годы носившему его имя, – львиная доля всех азербайджанских музыкантов, в том числе и самых прославленных, является выпускниками этого учебного заведения. Произведения Асафа Зейналлы все так же востребованы, как и при его жизни, а его достижения и открытия являются одним из краеугольных камней, на которых держится весь храм азербайджанской классической музыки.