Апрель 05th, 2009 | 12:00 дп

Семимильные шаги

  • Павел ВОЛОШИН
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В трудное время власть предпочитает испытанные лозунги. Не забыты советские: «Пятилетку – в четыре года», «Каждой семье отдельную квартиру – к лету двухтысячного». А к «победе мирового коммунизма» предполагалось двигаться «семимильными шагами». Недавно об этой полузабытой цифровой манере госпропаганды вспомнили уже российские власти, выдвинув семь приоритетов антикризисной программы. Экспертное сообщество страны встретило новую программу правительства довольно скептически.





Новый план по выходу из кризиса и в самом деле насчитывает семь пунктов. И каждый из них звучит призывом к действию. Прежде всего государство в лице своего правительства гарантирует сохранение тех немногих мер социальной поддержки граждан, которые еще сохранились в пореформенной России. Защищать россиян при этом будут как от безработицы, так и от нищеты, помогая представителям наиболее уязвимых социальных слоев. Второй приоритет антикризисной программы – сохранение промышленного и технологического потенциала экономики. Третьим шагом по выходу из кризиса станет активизация внутреннего спроса по разным направлениям, в том числе и за счет импортозамещения и введения льгот для российских товаров по отношению к иностранным. Остальные приоритеты больше напоминают лозунги. Так, четвертый пункт программы предполагает достижение соответствия антикризисных мер с концепцией долгосрочного развития России до 2020 года. На пятом месте значится извечное «снижение административных барьеров для бизнеса» и «противодействие коррупции», на шестом – поддержка национальной финансовой системы, на седьмом – проведение ответственной макроэкономической политики. Шаги, однако.

Избыток громких фраз в правительственной экономической программе наверняка бы смутил любого западного комментатора. Для наших сограждан, напротив, в тексте антикризисной программы эти положения смотрятся вполне логично, обеспечивая, как заметил один из российских экономистов, цельность идеологической конструкции проекта. Впрочем, конкретных предложений в программе тоже хватает. К примеру, именно здесь впервые зафиксирован отказ правительства содержать за счет налогоплательщиков неэффективные производства. И четко указано, что усиление роли государства в экономике будет ограничено по сроку, причем продлится этот период недолго. Но, к сожалению, как ни парадоксально это звучит, именно конкретика в программе «семи приоритетов» выглядит гораздо менее убедительно, чем лозунги.

А потому, если верить публикациям в ведущих деловых изданиях страны, скептических отзывов о программе «семи шагов» едва ли не больше, чем положительных экспертных оценок. Так, назвав основной опорой для подъема экономики рост внутреннего спроса, правительство практически никак не прописало механизмы, за счет которых можно этого достигнуть. Между тем достаточно задать всего один вопрос – о доле заработной платы в стоимости произведенного товара, – как один из способов достижения этой цели станет более реальным. Кроме того, многие эксперты считают неадекватными некоторые из заявленных мер по преодолению кризиса. Так, например, для оживления жилищного строительства предусмотрена помощь ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала. Ее могут получить до 88 тысяч семей. Но вряд ли это поможет оживить строительный сектор. Не возлагают больших надежд эксперты и на планы помощи малому бизнесу. Развиваясь на кредитные деньги, в нынешних условиях небольшие предприятия вряд ли обеспечат экономический подъем в стране, где сегодня «лежат» целые отрасли промышленности.

Впрочем, все эти недостатки, по мнению ряда отечественных изданий, можно будет исправить по мере выхода страны из кризиса. Гораздо хуже, если нынешний план «семи приоритетов» будет утвержден раз и навсегда, без учета новых вызовов, которые вполне могут грянуть в ближайшем будущем. А некоторые из них можно предсказать уже сегодня. Так, неимоверная монополизация экономики и неэффективность бюрократического аппарата уже создали парадоксальную ситуацию роста цен, сделав Россию одиноким островком высокой инфляции в море всеобщего кризисного удешевления товаров и услуг. Как отмечают эксперты, принятое по настоянию госмонополий повышение тарифов ЖКХ уже вызвало волну неплатежей. Вслед за ними, как учит нас недавний опыт деятельности бывшего РАО ЕЭС, могут последовать веерные отключения электроэнергии и остановка систем отопления. Неминуемые в этом случае народные волнения сведут на нет все антикризисные меры правительства. Поэтому, чтобы избежать больших потрясений, план «семи приоритетов» стоило бы дополнить восьмым пунктом, раз и навсегда отменив всевластие госаппарата. Выводить страну из кризиса должен сам народ. А для того, чтобы ему это было по силам, нужно вернуть гражданам утраченные по недомыслию чиновников рычаги воздействия на власть.

 
 
КОММЕНТАРИИ
 

Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

– Никто, на мой взгляд, не будет спорить с заявленным нежеланием правительства вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. Но ключевое слово здесь – «налогоплательщики». Именно они должны определять эффективность. В США судьбу General Motors обсуждают в Сенате. И прежде чем дать помощь GM, у него попросили бизнес-план: что вы будете делать с деньгами налогоплательщиков?.. У нас же принципы «эффективности» непонятны.

 
Александр АУЗАН, президент Института национального проекта, профессор:

– Попытку сочетать антикризисные меры и программу модернизации экономики я считаю очень смелой. И – одновременно – очень трудновыполнимой. И главное тут – не ошибиться в определении способов достижения целей. Так, например, повышению эффективности вряд ли поспособствует прием в вузы всех выпуcкников средних школ. Как и усиленное втаскивание всех бакалавров в магистратуру, а магистров – в аспирантуру. Раньше так от армии прятались, а теперь от кризиса бегаем. Смущает и слабая сопоставимость поставленных задач и предложенных решений. При более чем 6 миллионах человек безработных предусмотрено провести переподготовку всего лишь 173 тысяч человек, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тысячи человек, а адресную помощь при переезде в другой регион и того меньшему количеству народа – всего лишь 15 тысячам человек. Такая капля в море вряд ли изменит ситуацию.