Апрель 12th, 2009 | 12:00 дп

Неотложные меры гостеприимства

  • Кемаль МАГЕРРАМОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Кризис: как быть с мигрантами – европейский опыт
Волны глобального экономического кризиса, среди прочего, выводят на передний план проблему трудовой миграции, легальной и нелегальной. В связи со всемирным экономическим кризисом в развитых странах возрастает число массовых увольнений. Это влечет за собой резкое ухудшение социально-экономических условий значительной части местного населения. Не менее остро стоит проблема приема рабочих мигрантов в России. Очевидно, что в условиях кризиса успешно разрешить проблему иммиграции, а тем более нелегальной миграции, без международного сотрудничества и учета мирового опыта невозможно.





Проблема «великого переселения народов» давно вызывает озабоченность в объединенной Европе, где проживают около 60 миллионов только легальных иммигрантов. В каждой стране ЕС имеется своя «миграционная доктрина», которая периодически корректируется в зависимости от изменения обстановки. Есть и общий взгляд на проблему. Прежде всего интерес может представить концепция, перечень требований и порядок получения так называемой «Голубой карты» для потенциальных мигрантов, дающей право на временный въезд в страну и на работу там только по определенным специальностям. Игнорировать этот опыт было бы неразумно. Вместе с тем механический его перенос также может стать неэффективным в наших условиях.

 
Адаптация силами общества
 

К сожалению, в России данную проблему с 90-х годов пытались решить чисто бюрократическими и силовыми методами, без привлечения и участия возможностей академического и гражданского сообществ. Но время не терпит, а находить адекватные решения надо сейчас.

Прежде всего необходимо создать сеть специальных школ русского языка и культуры, учебно-адаптационных, социально-культурных, досуговых центров, юридических консультаций, общежитий, интерклубов и других учреждений для создания достойных условий жизни мигрантов и членов их семей, полного охвата их программами интеграции.

Помимо адаптационных программ на начальном этапе следовало бы разработать и активно внедрять специальные интеграционные программы для различных категорий мигрантов, прежде всего для молодежи, с выдачей им соответствующих удостоверений, которые играли бы определенную роль при их продвижении по службе или при приобретении ими российского гражданства. Также, видимо, целесообразно предусмотреть наличие подобных льгот и других, в том числе квалификационных достижений, при упрощенном порядке приобретения гражданства РФ. Кроме того, в федеральном, региональных и местных бюджетах следовало бы предусматривать отдельные статьи по поддержке и работе с местными землячествами и мигрантскими неформальными сообществами.

Наравне с этими силами органов местного самоуправления, СМИ, при участии активистов местных этнических землячеств желательно проводить совместные культурно-просветительские мероприятия по взаимному сближению мигрантов и местного населения. В этих целях необходимо установить более тесные связи с местными неформальными сообществами мигрантов и рекомендовать органам местного самоуправления проявлять к ним больше внимания, знать их нужды, оказывать необходимую помощь, не забывать о том, что еще недавно многие из них были гражданами нашей великой страны и часто имеют прямые родственные связи, проявлять такт и терпение. При этом представители власти должны сами подавать гражданам пример уважительного отношения к мигрантам. Как должностным лицам, так и простым гражданам надо через все имеющиеся возможности и прежде всего путем установления взаимного доверия, всячески способствовать добровольному переходу каждого иммигранта-нелегала в легальный статус.

В этом контексте уже кое-что делается и имеются некоторые положительные результаты. Как отметил заместитель начальника ФМС РФ С.Болдырев, в РФ и странах СНГ будут создаваться адаптационные центры, где мигрантов поставят на учет, они должны будут подтвердить свою трудовую квалификацию, пройти медицинскую комиссию, тестирование и собеседование на знание русского языка и знакомиться со своими правами и обязанностями. Первым создать подобный центр согласился и выразил намерение Азербайджан. Следующим шагом стало бы создание инфраструктуры единой сети комплексов адаптации мигрантов, идею которой выдвинул в 2006 году Университет Содружества Независимых Государств.

 
Опыт благоустройства
 

К сожалению, по давней привычке многие руководители субъектов РФ и органов местного самоуправления ждут указаний из Москвы и, конечно, финансирования, не проявляя какой-либо инициативы, пустив дело на самотек. Сегодня из всех регионов России наиболее активным и результативным в открытии центров адаптации мигрантов является Республика Карелия. Весьма актуальной также является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Однако принятых на сегодняшний день мер явно недостаточно. Для успешного решения проблемы миграции требуется серьезная поддержка на федеральном, региональном и местном уровнях. Следовало бы также крайне ужесточить борьбу с коррупцией. Возможно, следует ввести норму, по которой мигрант освобождался бы от административной ответственности (депортации) при сообщении о факте принуждения его к взятке и любых других правонарушениях со стороны представителей власти. Таким образом, достигались бы важные цели: удержания иммигрантов в правовом поле, вывода их из «тени» и расширения налогооблагаемой базы, сужения коррупционного поля и правового нигилизма.

Некоторые руководящие деятели, в частности министр А.Фурсенко, часто говорят, что у нас в стране якобы перепроизводство гуманитариев, которые не востребованы на рынке труда. Но если всерьез взяться за рачительное решение проблем мигрантов, потребуется (после специальной переподготовки) значительное количество специалистов именно гуманитарного профиля. С их привлечением можно было бы организовать продуманную и целенаправленную социальную работу среди мигрантов, желательно на их родном или другом общепонятном им языке. Альтернативы такому гуманитарному подходу нет. Россия без притока «свежей крови», иммигрантов будет не в состоянии противостоять всем возможным вызовам и угрозам. И только тщательно просчитанная «новая миграционная доктрина», выверенная Концепция миграционной политики может превратить потенциальную угрозу «столкновения цивилизаций» в консолидацию общества.

 
 
Наша справка
 
Основные принципы миграционной политики Евросоюза:
1. Ужесточение визового, пограничного и миграционного режимов.
2. Увеличение объемов депортации нелегальных мигрантов.

3. Введение квот и повышение требований к уровням языковой и профессиональной подготовки для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Противодействие компактному заселению и стихийному возникновению этнических или религиозных «гетто».

5. Усиление борьбы с правонарушениями и неуважением местных обычаев, традиционных ценностей и норм поведения мигрантами.

6. Государственная поддержка ряда интеграционных и ассимиляционных программ среди мигрантов и местных структур гражданского общества.

7. Спонсорские проекты по повышению культурного и образовательного уровня, профессиональной подготовки среди мигрантской молодежи.

8. Оказание экономической помощи и проведению целевых программ по повышению уровня жизни в тех странах, миграционные потоки из которых слишком велики либо нежелательны.