Август 01st, 2009 | 12:00 дп

Страна окнами в будущее

  • АНАР
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 1,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

Страна огней. Завершение. (часть седьмая)
За годы советской власти в Азербайджане зародились и окрепли традиции станковой живописи, монументальной скульптуры. Стоит назвать имена живописцев и графиков старшего поколения – Газанфара Халыгова, Исмаила Ахундова, Кязима Кязимзаде, Алекпера Рзакулиева, Марал Рахманзаде, Беюкага Мирзазаде, Таги Тагиева, Ваджии Самедовой, Эльмиры Шахтахтинской, Октая Садыхзаде, Эльбека Рзакулиева, Надира Абдуррахманова, Асафа Джафарова, карикатуристов Гасана Ахвердиева, Наджафкули, театральных художников Рустама Мустафаева, Иззет Сеидовой, Нусрата Фатуллаева, художников по коврам Лятифа Керимова, Кямиля Алиева, скульпторов Фуада Абдуррахманова, П.Сабсая, Дж.Карягды, А.Миргасимова, О.Эльдарова, Т.Мамедова, Э.Шамилова, И.Зейналова, как раскрывается панорама поистине многокрасочного мира изобразительного искусства Азербайджана в советские годы.





Особо следует отметить таких художников старшего поколения, как признанный мастер Микаил Абдуллаев, недооцененные при жизни замечательные живописцы Мирджавад Джавадов, Тофик Джавадов, Ашраф Мурад и стоявший выше всех признаний, званий и наград певец азербайджанской природы Саттар Бахлулзаде.

В советские годы Баку украсили монументальные строения, построенные по совместным проектам Садыха Дадашева и Микаила Усейнова, а после ранней смерти Дадашева – здания, построенные по проектам Усейнова.

Все это так, и всех этих фактов никто отрицать не может. Даже с формальной точки зрения следует отметить, что ни в одной республике бывшего Советского Союза, за исключением России, не удостоено высшей награды страны столько деятелей литературы и искусства, как в Азербайджане. Благодаря личной инициативе и воле Гейдара Алиева, руководителя партийной организации Азербайджана в те годы, звания Героя Социалистического Труда были удостоены поэты Сулейман Рустам и Расул Рза, прозаики Сулейман Рагимов и Мирза Ибрагмов, композиторы Кара Караев и Фикрет Амиров, дирижер Ниязи, певец Рашид Бейбутов, архитектор Микаил Усейнов, живописец Таир Салахов. Дважды лауреатами Сталинской (Государственной) премии СССР были поэт Самед Вургун, композиторы Узеир Гаджибейли, Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Джевдет Гаджиев, актер Мирзаага Алиев. Высшую награду – Ленинскую премию – получили Кара Караев и кинооператор Джаваншир Мамедов.

Вместе с тем было бы нечестно умолчать и о тех мрачных страницах, преступлениях и трагедиях, которые сопровождали историю нашего народа в советские годы. Именно в советское время, в 1926 году, в Баку был проведен Первый тюркологический съезд, принявший историческое решение о переходе письменности тюркских народов с арабской графики на латиницу. Но из 27 участников съезда от Азербайджана впоследствии 26 были сосланы или расстреляны, как и многие представители других народов. А через десять лет после принятия латиницы по воле Сталина азербайджанцы вынуждены были перейти на кириллицу. Наверное, ни один народ (впрочем, кроме тюркских народов СССР) за десять лет не менял дважды свой алфавит, отсекая таким образом этап за этапом свое прошлое.

1937 год нанес сокрушительный удар по духовной жизни Азербайджана. Нацию обескровили, уничтожив достойных ее сынов и дочерей. В здании Союза писателей Азербайджана повесили памятную мемориальную доску – одну из первых, если не единственную, на всем пространстве бывшего СССР, посвященную репрессированным писателям. На доске 27 имен – это почти половина состава тогдашнего Союза писателей Азербайджана. Был репрессирован пожилой классик нашей литературы – драматург и поэт Гусейн Джавид и совсем молодой 29-летний поэт Микаил Мушвиг, поэты Ахмед Джавад, Санылы, Музниб, Эмин Абид, прозаики Сеид Гусейн, Ю.В.Чеменземинли, Кантемир, Т.Шахбази, ученый-языковед Б.Чобанзаде, критики-литературоведы Али Назим, Кязим Алекперли, Мустафа Кулиев, Ханафи Зейналлы и многие другие.

Уже в послевоенные годы за одно только сочувственное упоминание шейха Шамиля был подвергнут обструкции, снят со всех постов и доведен до самоубийства философ, академик Гейдар Гусейнов. С обвинениями в нигилизме и космополитизме были исключены из Союза писателей ученые и критики Микаил Рафили и Джафар Джафаров.

Был запрещен и объявлен антинародным, пантюркистским, реакционным эпос «Китаби Деде Горгуд». В немилости у властей оказался и радостный весенний праздник народа Новруз байрам, который тихо и почти тайком отмечался только в домах. Была уничтожена Бибиэйбатская мечеть. История Азербайджана толковалась превратно, в угодном Сталину аспекте, то есть в резком отрыве от общетюркских корней. Вообще упоминание о тюркстве, Турции считалось самым большим криминалом. Дамоклов меч висел над головой тех, кто имел хотя бы очень дальних родственников в Турции. Азербайджанцы, записавшие до 1936 года в паспортах свою национальность «тюрок», волевым решением Сталина вынуждены были называть себя только азербайджанцами. Все это так, и тут, как сказал поэт, ни убавить, ни прибавить.

После 1956 года, после разоблачения сталинского произвола на XX съезде КПСС Хрущевым, наступила так называемая оттепель, хоть и очень ненадолго, и, как говорили остряки, – культпросвет, то есть просвет между двумя культами – Сталина и самого Хрущева, разоблачителя сталинского культа. Тем не менее этот небольшой просвет, этот небольшой глоток свободы породил целое явление во всей советской литературе, во всем советском искусстве и, разумеется, в литературе и искусстве Азербайджана. В Азербайджане со второй половины 50-х и в начале 60-х годов появились произведения, разительно отличающиеся от предшествующей литературы: в поэзии – поэма «О если б не было бы роз» и цикл «Краски», «Карабахский цикл» Расула Рзы, поэма «Гюлистан» и многие стихи Бахтияра Вагабзаде, поэма «Насими» и некоторые стихи Габиля, романы «Подземные реки текут в море» Мехти Гусейна, «Бурная Кура» Исмаила Шыхлы, повести «Саз», «Звук свирели», «Телеграмма» Исы Гусейнова, комедии Сабита Рахмана, роман «Не оглядывайся, старик!» и пьесы Иляса Эфендиева.

Некоторые из этих произведений были новыми по своей тематике, доселе не дозволенной цензурой, некоторые необычайной формы, а в некоторых был найден удачный синтез нового содержания и новой формы. Но при всем уважении к заслугам писателей старшего поколения, как бы заново родившихся в эти годы, основную ношу обновления несли на своих плечах «шестидесятники» – поэты Али Керим, Мамед Араз, Халил Рза, Джабир Новруз, Нариман Гасанзаде, Фикрет Садых, Фикрет Годжа, Муса Ягуб, вступившие в литературу позже Вагиф Самедоглы, Иса Исмаилзаде, Алекпер Салахзаде, Рамиз Ровшен, Вагиф Джабраилзаде, Мамед Исмаил, Нусрет Кесеменли, Сабир Рустамханлы, Чингиз Алиоглы, Зелимхан Ягуб и другие, а также прозаики Сабир Ахмедли, Чингиз Гусейнов, Юсиф Самедоглы, Иси Меликзаде, Фарман Керимзаде, Максуд Ибрагимбеков, Рустам Ибрагимбеков, Акрам Айлисли, Эльчин, Мовлуд Сулейманлы, Натиг Расулзаде, в более поздние годы – Афаг Месуд, Камал Абдулла, автор детективных романов, изданных миллионными тиражами в разных странах, Чингиз Абдуллаев.

Следует отметить и поэтов, пишущих на русском языке и успешно переводящих азербайджанскую поэзию, Владимира Кафарова, Мансура Векилова, Сиявуша Мамедзаде, Аллу Ахундову.

В 60-е годы широкое мировое признание завоевали произведения художников Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Расима Бабаева, Фархада Халилова, интересными мастерами заявили о себе скульпторы Фуад Бакиханов, Эльмира Гусейнова, Эльхан Асланов, Фазил Наджафов, Фуад Салаев, архитекторы Расим Алиев, Фуад Сеидзаде.

Яркую страницу в историю азербайджанской музыки вписали композиторы Васиф Алыгезалов, Эмин Сабитоглу, Хайям Мирзазаде, Агшин Ализаде, Вагиф Мустафазаде, Полад Бюльбюльоглы, Фарадж Караев, Джаваншир Кулиев, дирижеры Назим Рзаев, Камал Абдуллаев, Рауф Абдуллаев, пианисты Тамилла Махмудова, Фархад Бадалбейли, вокалисты Муслим Магомаев, Фидан и Хураман Касимовы, исполнители народной музыки певцы Зейнаб Ханларова, Кадир Рустамов, кяманчист Хабиль Алиев, тарист Рамиз Кулиев, ашуг Адалят… В самые последние годы всемирное признание получила музыка Франгиз Ализаде, джазовое сочинительство и исполнительство (вокал и пиано) Азизи Мустафазаде, мугамное пение Алима Гасымова.

Громко прозвучали актерские имена Гасана Турабова, Самандара Рзаева, Микаила Мирзы, Гасана Мамедова, Шафиги Мамедовой, Амалии Панаховой, Фуада Поладова, Расима Балаева. Яркими театральными постановками и снятыми фильмами прославились кинорежиссеры Ариф Бабаев, Расим Оджагов, Эльдар Кулиев, Октай Миргасимов, Расим Исмаилов, Тофик Исмаилов, Гюльбениз Азимзаде, Вагиф Мустафаев, Рамиз Гасаноглы, театральные режиссеры Вагиф Аббасов, Гусейнага Атакишиев, Агакиши Кязимов, Азерпаша Нейматов, Вагиф Ибрагимоглы, Мараим Фарзалибеков, Александр Шаровский.

Большую популярность завоевали театры, созданные в последние годы, – театр Муниципалитета Амалии Панаховой, Камерный театр Джаннет Селимовой, театры «Йуг» Вагифа Ибрагимоглы, Ибрус Рустама Ибрагимбекова, «Унс» Наргиз Пашаевой, Театр пантомимы Бахтияра Ханызаде и другие.

Общенациональный лидер нашего народа Гейдар Алиев всегда уделял особое внимание вопросам культуры. Еще в годы советской власти, будучи руководителем партийной организации республики, он был инициатором создания музеев деятелей литературы и искусства, воздвижения им величественных памятников, проведения юбилейных торжеств на самом высоком международном уровне. В годы независимости, став президентом Азербайджана, Г.Алиев в еще более широких масштабах и с еще большим размахом продолжил свое покровительство развитию национальной культуры.

Достойный продолжатель политического курса покойного Гейдара Алиева – президент Ильхам Алиев – также уделяет очень большое внимание вопросам литературы и искусства. Президентское распоряжение об издании за счет государства сотен книг азербайджанской и мировой литературы на латинице – нынешнем алфавите Азербайджана – лишь один из многочисленных примеров такого заботливого отношения к духовным запросам всех поколений.

Неоценимую роль в международном признании материальных и духовных ценностей Азербайджана – Мугама и Ковра, Гобустанского заповедника и Ичери шехер (Крепости в Баку) – играет Фонд Гейдара Алиева во главе с его президентом, Послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, первой леди страны Мехрибан ханум Алиевой.

 
Октябрь 2008 – февраль 2009