Май 02nd, 2010 | 12:00 дп

Этнокультурная палитра Азербайджана

  • Афранд ДАШДАМИРОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

Окончание. Начало в №14
В своей монографии А.Мамедли сумел гармонично совместить три относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных объекта научного исследования: этнокультурные особенности азербайджанцев (демографического большинства страны) в прошлом и настоящем; этнокультурный облик национальных меньшинств; состояние и особенности современных межэтнических отношений, которые во многом характеризуют общий политический, социально-культурный климат в Азербайджане. Однако обратимся к самой книге, тем ее страницам, где речь идет о национальностях Азербайджана.





Ингилойцы
 

Около 15 тыс. человек. На западных склонах Большого Кавказского хребта расположена очень интересная в этнографическом плане Шеки-Загатальская зона, где наряду с азербайджанцами, а также аварцами, цахурами, компактно проживают и ингилойцы. По мнению многих исследователей, данный регион относится к ареалу расселения албанских племен. Одними из потомков этих племен считаются современные ингилойцы, компактно проживающие в ряде сел Балакенского, Загатальского и Гахского районов. Они говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка, а по вероисповеданию являются мусульманами (в Балакенском и Загатальском районах) и христианами (в Гахском районе).

Часть ингилойцев определяет себя азербайджанцами, а часть грузинами, в зависимости от вероисповедания. При этом, независимо от религии, многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры.

 
Удины
 

Южнее Шеки-Загатальской зоны расположены Габалинский и Огузский районы страны, где живут удины. По данным переписи 1999 г., численность удин в Азербайджане достигает 4 тыс. человек.

Удины – самоназвание уты, уди – потомки древних кавказских племен. Албанское племя утиев, являвшееся предками нынешних удин, упоминается еще античными авторами. По сообщениям этих авторов, утии выходят на историческую арену в первой четверти V в. до н.э., принимая участие в походе ахеменидского царя Ксеркса на Грецию. Историческая традиция, в частности и армянская, связывает современных удин с древними албанцами. Сами удины до недавнего времени помнили о том, что они по происхождению албанцы.

По вероисповеданию удины христиане. Многие праздники удин, несмотря на христианскую окраску, имеют первобытно-магическую и производственно-хозяйственную первооснову. Церемониал праздников представляет собой смешение языческого и христианского культов.

Несмотря на различия в религии и языке, многовековое сосуществование удинского и азербайджанского народов способствовало выработке множества общих черт в быту и культуре.

 
Горские евреи
 

В настоящее время горских евреев в Азербайджане насчитывается около 5 тыс. человек и они расселены главным образом в Баку, поселке Красная Слобода, в городе Губа, а также в районном центре Огуз. У горских евреев и азербайджанцев много общего в хозяйстве и традиционно-бытовой культуре. Многие элементы материальной культуры горских евреев аналогичны азербайджанским. Широко распространено дву- и даже трехъязычие. В настоящее время наблюдается значительное сокращение темпов эмиграции горских евреев в Израиль, имевшей интенсивный характер в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия.

Лезгины, аварцы и цахуры – группа этнических меньшинств, включающая представителей северокавказской языковой семьи. Историко-культурные системы этих этносов имеют много общего с азербайджанцами. Вместе с тем для них характерна определенная установка на основной массив своего этноса, находящегося вне пределов Азербайджана (Дагестан). Существуют этнокультурные различия групп лезгинского и аварского этносов, наблюдаются интенсивные интеграционные процессы, направленные на азербайджанский этнический массив.

 
Лезгины
 

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана – Кавказской Албании. Историческая судьба лезгинского народа тесно связана с Азербайджаном. Еще во времена арабских и персидских завоеваний, а также во времена относительно самостоятельного существования отдельных азербайджанских государственных образований лезгины входили в одну область с азербайджанцами и другими народами, ныне населяющими страну. Основная часть лезгинского народа живет в Дагестане. Лезгинский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказских языков, и на нем создана богатая духовная культура этого народа.

В настоящее время в местах компактного проживания лезгинов в Азербайджане на лезгинском языке ведется преподавание в начальных классах, издаются газеты, транслируются радиопередачи. Координацию работ по развитию лезгинского языка и культуры осуществляет лезгинский национально-культурный центр «Самур».

 
Аварцы
 

Наиболее крупная этническая общность после азербайджанцев в Шеки-Загатальской зоне составляют аварцы, численность которых по переписи 1999 г. достигала 51 тыс. человек. В основном этот этнос расселен в двух районах страны – Балакенском (31% из общего числа населения района) и Загатальском (24% из общего числа населения района). В этих районах расположены крупные аварские села, имеющие богатую историю: Джар, Цилибан, Мацех и др. Основная часть аварского этноса расселена в Дагестане, где они являются самой многочисленной этнической группой.

 
Цахуры
 

Проживают в Шеки-Загатальском регионе страны, где их 11,5 тыс. из 16 тыс. человек по всему Азербайджану. Небольшая группа цахурского населения проживает также и в Гахском районе. Наиболее крупными цахурскими селами являются Алибайрамлы, Гез-парак, Ени Сувагиль. По данным переписи 1999 г., численность цахур в Азербайджане выросла почти в два раза по сравнению с 1979 г.

Цахуры издревле занимались в основном отгонным скотоводством, а также земледелием в качестве подсобной хозяйственной деятельности. Длительное совместное проживание на данной территории обусловливало тесные интеграционные связи между цахурами и азербайджанцами, а также с другими этническими общностями этого региона. Это нашло свое отражение в широком бытовании азербайджанского языка среди цахуров. Много схожих черт в традиционной культуре и быту азербайджанцев и цахуров.

 

Таты, курды и талыши расселены на территории Азербайджана. В основной своей массе, они являются сельскими жителями, в значительной степени интегрированы в азербайджанский этнический массив. Культурно-бытовые особенности данной группы этнических меньшинств во многом сходны с азербайджанской культурно-бытовой традицией.

 
Таты
 

Численность татов составила 10 тыс. человек. На обширной территории северо-востока Азербайджана находится ареал расселения татов, имеющих богатую этническую историю. Язык татов относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси. По своему происхождению являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселенного еще в IV в. Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана с целью колонизации этих земель и для пресечения частых набегов кочевых племен.

Длительное историческое сосуществование татов и азербайджанцев выработало у этих народов очень много общих черт в хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX в. фактически вторым родным языком татского народа.

 
Курды
 

Живут на самом западе Азербайджана, в горах Малого Кавказа. Подавляющее большинство курдов живет в Лачинском и Кельбаджарском районах. В результате армянской агрессии и оккупации этих районов курды, так же как и все остальное население этих районов, в настоящий момент временно расселены в других районах Азербайджана.

Следует отметить, что численность курдов за период 1979–1999 гг. увеличилась почти в 2,5 раза. Курдский язык относится к северо-западной ветви иранских языков. Широко распространены различные секты (езиды, али-илахи и др.). Подавляющее большинство курдов Азербайджана – это мусульмане-шииты.

Большинство курдов Азербайджана – сельские жители. Хозяйственная деятельность и быт обусловливаются местными географическими и климатическими условиями. Из традиционных народных ремесел и промыслов сохраняются ковроделие и выделка войлока. Жизнь среди азербайджанского народа и тесные хозяйственные и культурные связи этих двух народов привели к тому, что в материальной культуре и быту курды мало чем отличаются от окружающего азербайджанского населения. В силу указанных причин большое место в жизни курдов Азербайджана занимает азербайджанский язык, которым они пользуются как в общении с азербайджанцами, так и между собой. В последнее время предпринимаются определенные шаги по сохранению и развитию курдского языка, духовной культуры курдского народа. Для этих целей при Фонде культуры создан курдский национально-культурный центр.

 
Талыши
 

На юго-восточной окраине Азербайджанской республики живут одни из древних насельников этой территории – талыши. Они расселены в Лянкяранском, Астаринском, Лерикском и отчасти в Масаллинском районах. По данным переписи 1999 г., талышей в Азербайджане насчитывается более 77 тыс. человек, хотя фактических носителей талышского языка и традиционной культуры несколько больше. Это обстоятельство связано с тем, что часть талышей при сохранении этнического самосознания официально регистрирует себя азербайджанцами. Талыши глубоко интегрированы в азербайджанскую культуру, 76% опрошенных талышей наряду с идентификацией себя с талышским этносом причисляют себя и к азербайджанцам. Широкое распространение получило талышско-азербайджанское двуязычие, имеющее массовый характер и долгую историю. Талышский язык не утратил своего функционального значения. Им широко пользуются в быту, на производстве. В настоящее время в зоне компактного расселения талышей введены уроки талышского языка в общеобразовательных школах. В Лянкяране организована трансляция радиопередач на талышском языке. Однако наблюдения последних лет свидетельствуют о существовании потенциальных угроз для стабильности межэтнических отношений в этом регионе страны. В первую очередь следует отметить вероятность облачения социально-групповых противоречий в этнические. Кроме того, не исключены усиление в данной зоне иранского влияния и использование Ираном при определенных условиях, «талышского фактора» в своих интересах.

 
* * *

Одно из несомненных достоинств монографии А.Мамедли «Современные этнокультурные процессы в Азербайджане: основные тенденции и перспективы» составляет убедительное научно-методологическое, социологическое обоснование развертывания дальнейших исследований тенденций и перспектив дальнейшего развития современных межэтнических отношений в Азербайджане, трансформаций, происходящих в социально-культурной жизни многочисленных национальностей Азербайджанской Республики. В то же время необходимо развернуть фронт не только социологических, политологических исследований негативных тенденций и этносепаратистских и иных вызовов геополитического характера в данной сложной и деликатной сфере азербайджанского общества.

На такой основе станет еще более уместным прогностический анализ перспектив дальнейшего укрепления многоэтнического азербайджанского общества, накопившего за многие века огромный социально-исторический опыт сожительства всех национальностей современного, суверенного Азербайджана.