Март 19th, 2011 | 12:00 дп

Арзамасская дева

  • Манаф АГАЕВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

«История – не учительница, она надзирательница. Она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков». В.О.Ключевский
Более трех столетий прошло со дня смерти героической русской женщины – Алены – предводительницы отряда восставшей бедноты. В народе ее звали по-разному: то Аленой Арзамасской, ведь она родилась в городе Арзамасе, то Аленой Темниковской, поскольку ее отряд взял штурмом город Темников, то старицей Аленой, так как несколько лет провела она в монастыре. Легенд об Алене сочинено много.

XVII век был для России временем реформ. В 1649 году царь Алексей Михайлович вместе с Боярской думой издал Соборное Уложение – первый свод законов Московского государства. По Уложению крестьяне окончательно закрепощались. Их можно было продавать, как коров или дом, обменять одного мужчину на двух женщин, и это считалось удачной сделкой. Проще говоря, крестьянин становился бесправным рабом. Через пять лет была проведена церковная реформа, в результате которой произошел раскол Русской православной церкви.

Сторонники реформ во главе с патриархом Никоном, ее организатором, начали жестокую борьбу с противниками реформы, которых с той поры стали называть раскольниками или старообрядцами. Одним из духовных руководителей старообрядчества стал протопоп Аввакум. Простой же народ относился к раскольникам с симпатией.

Повесть известного российского азербайджанского писателя Абдула Анбиевича Гусейнова «Арзамасская дева» рассказывает о жизни предводительницы обездоленных, яркой фигуре истории России XVII века – Алене Ивановне Нефедовой (Алене Арзамасской).

Короткая, но полная яркими радостными и трагическими событиями жизнь героини достойна самостоятельного повествования. Оно ориентировано как на широкий круг читателей, так и на историков, желающих ознакомиться с трагическими событиями XVII века.

Книга была написана А.А.Гусейновым в начале 80-х годов XX века. Источниками послужили историческая литература, архивные документы и предания жителей городов Арзамаса и Темникова, где до сих пор об Алене ходят легенды, а многие ее называют русской Жанной д`Арк.

В России и Азербайджане писателя А.А.Гусейнова знают как человека, наделенного талантом и большой созидательной энергией, ценят как ученого и исследователя истории и культуры народов Ближнего и Среднего Востока. Благодаря прекрасному владению пером, великолепному чувству языка и стиля он входит в число талантливых отечественных писателей XX века. В 2005–2010 годах автор получал множество писем от читателей с просьбой переиздать эту повесть. Что и было сделано в 2011 году.

В советские годы в изданиях об Алене говорилось как о предводительнице семитысячного отряда восставших крестьян. Одни писали, что ее воинство входило в состав войска Степана Разина. Другие писали, что не входило. По мнению А.А.Гусейнова, Алена действительно возглавляла отряд восставших крестьян, боровшихся против крепостного права.

Алена, возглавив отряд восставших крестьян, взяв город Темников, собралась идти на Москву поговорить с царем о крестьянской доле. На ее пути встали регулярные войска. Трагический финал был неизбежным.

В заключение хотелось бы отметить, что писатель А.А.Гусейнов своим творчеством доказал, что можно быть представителем двух культур. Тютчев в своих политических статьях был блестящим французским писателем. Набоков был русским и англоязычным писателем. Взаимопроникновение двух культур – это вовсе даже и не парадокс, а закон духовной жизни. Абдул Анбиевич Гусейнов еще раз подтвердил, что литература – это трудное, но почетное служение людям и Слову, которое не имеет границ.