Кулинарные аферисты
Нашлось место и для лирики: «мелодия кларнета перенесет нас на несколько часов туда, в Нагорный Карабах, на землю, где шумят водопады, свисают ветви тутовых деревьев и играет музыка кларнета, который гордо несет свою вековую гастрономическую культуру».
Почему вековую гастрономическую культуру великого армянского народа несет кларнет, понять так и не удалось. Но нетрудно понять, какой характер носило это гастрономическое шоу и с какой целью устраивалось. Гостей, прежде всего журналистов и влиятельных лиц, заманенных перспективой вкусно поесть, должны были, по-видимому, убедить в древности и исконности армянской культуры в Нагорном Карабахе. Так сказать, политика и пропаганда через кулинарию.
И действительно, уникальная, не имеющая аналогов карабахская (в смысле армянская) кухня была представлена следующими блюдами: куркут с мясом, паштет из красного лобби, дандур с чесноком и помидором, запеченный авелук, дюмджяк с сыром и зеленью, на десерт – кята, «без которой не обходится ни один праздник у карабахских армян», а также традиционный кусковой сахар, жареные орехи, сухофрукты и фирменный чай с чабрецом.
Гвоздем программы стало уникальное армянское блюдо жингалов хац, по имени которого и был назван фестиваль. Его представили «известный московский ресторатор Гаяне Бреиова (Афиян) вместе с командой карабахских поваров». Таинственный жингалов хац был объявлен как «исконно карабахское блюдо, которое не встречается в кухне других регионов Армении вообще».
«Об истории жингалов хаца ходят легенды, особенно о способе его приготовления пожилыми, опытными женщинами, которые передают личные секреты выпечки следующему поколению будущих хранительниц домашнего очага», – сообщают устроители фестиваля и делятся уникальным рецептом таинственного блюда: «Тесто раскатывается в тонкую плоскую лепешку, а затем начиняется смесью из почти 20 сортов различной дикой и огородной мелко нарезанной зелени с растительным маслом. Выпекается на раскаленной плоской жаровне, называемой садж, – и вот через пару минут «пирожок» готов – горячий, дымящийся и аппетитный. Самое вкусное – съесть его обжигающе горячим, прямо у саджа».
Таинственный, не имеющий аналогов жингалов хац при ближайшем рассмотрении оказался самым обыкновенным кутабом, хорошо известным в Азербайджане и Иране. Как справедливо отметил Day.Az, «практически все блюда и напитки, представленные на фестивале, являются блюдами азербайджанской национальной кухни – от кутабов до фирменного чая с чабрецом, с которого начинается утро практически в каждой азербайджанской семье».
На самом деле нет ничего постыдного в том, что народ считает своим, национальным заимствованное у соседей блюдо. Кулинарные рецепты – это то, чем испокон веков охотно делятся друг с другом и соседи, и целые народы. И со временем некоторые блюда становятся неотъемлемой частью национальной культуры. Китайцы не обижаются ни на русских за «русские пельмени» и «русский чай», ни на итальянцев за пасту – местную версию старинной китайской лапши. И нет ничего обидного для азербайджанцев в армянском лаваше, долме и пахлаве. Тем более что армянская версия этих блюд сильно отличается от азербайджанской – так же, как отличаются друг от друга «персидский» и «азиатский» плов.
Но выдавать за уникальное армянское блюдо обыкновенный кутаб – выставлять себя на посмешище не только перед азербайджанцами, но вообще перед всеми, кто хоть немного знаком с кухней Южного Кавказа. В Интернете новость об уникальном блюде уже вызвала насмешливые комментарии вроде «Кушайте на здоровье кутабы, но не становитесь жигалами», «Это же чистой воды армянский аферизм! Это же наши кутабы, которые готовят без всяких «секретов!»
Не менее нелепо выдавать обычные азербайджанские блюда, изготовленные по стандарным же азербайджанским рецептам, за уникальные и исконные блюда карабахских армян. Этим устроители фестиваля конкурса не только выставили себя откровенными невежами и аферистами, но и признали: древний армянский народ, якобы являющийся исконным населением Нагорного Карабаха, так и не изобрел ни одного своего блюда и ничем не обогатил карабахскую кухню. Он пользуется почти исключительно традиционной азербайджанской кухней. При этом выдавая ее за свою, уникальную, не имеющую аналогов в мире. А это уже свидетельство комплекса неполноценности – того самого, что заставляет армянских пропагандистов приписывать себе не только чужие пирожки – но и храмы, камни, тексты, археологические памятники и территории.
-
Вася
-
Андрей Мамедов
-
sam