Октябрь 22nd, 2011 | 12:00 дп

Орфей ХХ века

  • Низами МАМЕДОВ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В Древней Греции все оценивалось в единстве. Прекрасное – это не только красивое, но и нечто гармоничное, вечное… Орфея обожествляли не только за голос и музыкальность, но и за то, что он дал людям свет, надежду на возрождение. Двадцатый век принес славу многим замечательным певцам, но мало кто из них заслужил сравнение с Орфеем.

Миллионы людей по праву называли Орфеем Муслима. Он был не только великим певцом, талантливым композитором, великолепным пианистом, но и искренним, мудрым человеком. Его удивительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покоряли людей, он нравился и руководству страны, и широким слоям населения.

Муслим Магомаев обладал неповторимым звучным голосом красивого мягкого тембра, ярким темпераментом. Диапазон его возможностей был необычайно широк: от опер до мюзиклов, от народных песен до вокальных произведений азербайджанских, русских, западноевропейских композиторов. Он себя чувствовал одинаково уверенно, исполняя сложные классические арии, русские романсы, изящные мелодии Пахмутовой, темпераментные ритмы Бабаджаняна. Каждая новая песня в его исполнении становилась непревзойденным художественным чудом. Песни, которые он исполнял, мало кто сейчас решается петь, опасаясь не достичь его высот.

Надо отметить, что именно Муслим Магомаев по-настоящему открыл для советских людей западную эстраду, безукоризненно исполняя на итальянском, английском, французском языках популярные песни.

Собственное музыкальное творчество Муслима Магомаева тоже впечатляет. Он с одинаковым успехом создавал и лирические сочинения, и высоко патриотичные произведения. Достаточно напомнить, что его величественный «Азербайджан» сейчас является неофициальным гимном республики.

В Муслиме Магомаеве помимо высокого профессионализма всегда чувствовались некая элитарность, подлинный аристократизм, утонченный художественный вкус. И не случайно его талант и обаяние завоевали миллионы сердец.

Муслима всю жизнь сопровождала аура великого деда, его полной тезки – Муслима Магомаева, одного из основоположников классической азербайджанской музыки. Отец Магомет Магомаев был талантливым театральным художником, он погиб в Польше за девять дней до окончания войны. Муслим всю жизнь мысленно с ним общался, сверяя свой жизненный путь с установками, которые дал ему отец во фронтовых письмах.

Муслим внешне очень похож на мать – Айшет Кинжалову, одаренную театральную актрису, обладавшую приятным голосом. В своей книге он с любовью вспоминает ее, сожалеет, что рос без материнской ласки. Не отсюда ли его эмоциональность и чувствительность… Гражданскую позицию Муслима, несомненно, сформировал дядя, известный государственный деятель Джамал Магомаев, который фактически усыновил его.

Муслим был счастлив в личной жизни, его не просто любила, а боготворила одаренная певица, красивая женщина – Тамара Синявская. Это была золотая пара, они были счастливы 30 лет. Сейчас невозможно без волнения смотреть записи их совместных выступлений.

Муслим считал себя азербайджанцем, но сформировался он на стыке двух культур – азербайджанской и русской. Он писал: «Азербайджан считаю своим отцом, а Россию – матерью».

Сам Муслим Магомаев, его творчество были далеки от политики, но его образ превратился впоследствии в настоящую «политическую бомбу». Твердолобые продюсеры остерегались приглашать его в 90-е годы на телевидение. Одно его появление на экране напоминало людям о благополучных сторонах советского времени.

Муслим Магомаев в 60– 80-е годы прошлого столетия был любимцем народов Советского Союза. Потом наступили 90-е, трагические годы. Распались страны социализма, не стало СССР – большой родины Муслима. Его любимый Азербайджан был втянут в кровопролитный карабахский конфликт. Ценивший в людях только человеческие качества, он не понимал сути межнациональных конфликтов. Его интернациональное «бакинское мышление» не воспринимало надвигающегося мрака национализма.

Когда композитор А.Бабаджанян, которого он считал своим другом и песни которого стали популярными благодаря Муслиму Магомаеву, в интервью, опубликованном в «Комсомольской правде», перечисляя певцов, близких ему по духу, не сказал о Магомаеве ни слова, Муслим не понял истинной причины этого поступка. И в своих мемуарах спустя 20 лет после этих событий, говоря о выдающихся композиторских качествах А.Бабаджаняна, не смог объяснить мотива его «странного поведения». На самом деле все было просто. Бабаджанян под давлением националистов вынужден был свернуть совместную работу с Магомаевым. И он сделал это вопреки многолетней дружбе и в ущерб своему творчеству.

В смутные 90-е годы Муслим Магомаев, как воплощенный символ оптимизма, не мог петь по определению, и он перестал гастролировать по стране. К счастью, обладая многогранным талантом, он писал музыку, книги, рисовал… Его в эти тяжелые дни поддерживали супруга Тамара Синявская и близкие друзья. К их числу он сам относил Гейдара Алиева, Араса Агаларова, Александра Шилова, Владимира Атлантова, Эльдара Кулиева, Льва Лещенко, Таира Салахова, Никаса Сафронова, Леонида Рошаля и др.

Смерть Муслима Магомаева, без всякого преувеличения, всколыхнула Россию, бывшие республики СССР. Вся Евразия была опечалена этой грустной вестью. Миллионы людей чувствовали, что потеряли нечто сокровенное, радостное, запечатленное в их памяти яркими красками. Москва – этот великий, многоликий город, не верящий слезам, – искренне горевала по поводу смерти Муслима Магомаева. Было уникальное всеобщее понимание невосполнимой масштабной утраты. В метро, автобусах, трамваях народ целый день слушал шедевры Магомаева, почти каждый вновь и вновь погружался в тексты известных песен, пытался найти в них близкий своему восприятию затаенный смысл. Горе проявлялось в проникновенной, многозначительной грусти на лицах…

Сейчас, спустя три года после его смерти, происходит невероятное. Народ словно заново открывает Муслима Магомаева. Певец, подобно слитку золота, не потерял со временем своей ценности, а наоборот, ее многократно преумножил.

История памятника Муслиму Магомаеву, поставленного в Москве, в этом отношении примечательна. Москвичи все эти годы приносили цветы к посольству Азербайджана, возлагали их к небольшой плите с его фотографией. Надо отдать должное руководству города, которое учло это обстоятельство и приняло решение об увековечении памяти любимого народом певца.