Февраль 11th, 2012 | 11:00 пп

И не было лучше брата

  • Мариам АХУНДОВА
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading ... Loading ...

В московском кинотеатре «Художественный» и Доме книги прошла премьера фильма Мурада Ибрагимбекова «И не было лучше брата»
Мурад Ибрагимбеков родился в 1965 году в Баку. В 1989 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Таланкина). С 1991 года – независимый продюсер кинокомпании «Ибрус». Обладатель множества международных наград, в том числе приза «Серебряный лев» за короткометражный фильм «Нефть» на Международном кинофестивале в Венеции в 2003 году. Автор фильмов «Замыслил я побег», «Истинные происшествия», «Мужчина для молодой женщины», «Вальс золотых тельцов», «Дундуклей» и др.

«И не было лучше брата» – экранизация одноименной повести Максуда Ибрагимбекова, заслуженно считающейся одним из лучших произведений писателя и классикой азербайджанской советской литературы. Главные роли в этом совместном российско-азербайджанско-болгарском проекте исполнили известные актеры Сергей Пускепалис и Евгений Цыганов и дебютантка Нино Нинидзе. Музыку к фильму написал Алексей Айги, продюсерами выступили Мурад Ибрагимбеков, Дэвид Шуфутинский и Александр Швыдкой.
Экранизация хорошей литературы – дело опасное. И не только потому, что почти всегда получается иное, самостоятельное произведение. Но еще и потому, что снять «на уровне» очень трудно, и слишком часто при сравнении фильма и оригинала приходится делать выбор в пользу последнего.
Мурад Ибрагимбеков с честью выдержал это испытание. Получилась высокопрофессиональная, качественная работа, отличающаяся от оригинальной повести, но не уступающая ей по уровню. По моему мнению, Ибрагимбеков-младший сделал лучший фильм в своей карьере и один из лучших и российских, и азербайджанских фильмов последних лет. Картина выполнена с соблюдением лучших традиций прежнего, советского кино с неторопливым повествованием об обычных людях и их жизни, о взаимоотношениях, радостях и горестях. Фильм-притча о двух братьях получился удивительно честным, серьезным и трогательным. Великолепны и операторская работа, и актерская игра, и музыка. Особенно стоит отметить работу Сергея Пускепалиса, сыгравшего старшего брата, «правильного» Джалил муаллима, – за эту роль он был удостоен приза на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок-2011». А Нино Нинидзе завоевала приз за лучшую женскую роль на IV МКФ «Восток & Запад. Классика и авангард» в Оренбурге.
Режиссера не раз спрашивали, почему в его фильме три главные роли исполнили неазербайджанские актеры. На это он отвечает, что актеры играют не азербайджанцев, а персонажей, кроме того, он никогда не проводит кастинг по этническому признаку. Он также пытался подчеркнуть универсальность, вненациональность этой истории, которая могла произойти в любой точке мира.
Большая часть фильма снималась в Азербайджане – в Баку, Бузовнах и Шеки, так что зрителей, когда-либо живших в Азербайджане, ждет немало приятных сюрпризов и ностальгических моментов. Хотя, по откровенному признанию Мурада Ибрагимбекова, большая часть улиц и кварталов в кадре – это макеты или декорации. Баку так изменился с 70-х годов прошлого века, что снимать на «натуре» фильм о советском времени без декораций невозможно.
Автор повести «И не было лучше брата» и по совместительству отец режиссера Максуд Ибрагимбеков фильм одобрил. «Как отнесся? Нормально. У него была положительная реакция» – так, лаконично, ответил Мурад на вопрос о мнении отца.
Мурад Ибрагимбеков давно хотел перенести на экран отцовскую повесть. «Она меня покорила. И я даже не могу объяснить, чем именно. Но, может быть, потому, что эта вещь отсылает к каким-то очень смутным воспоминаниям детства. И у меня было неосознанное, но очень сильное желание ее экранизировать», – говорит он. Первую попытку снять фильм он предпринял в конце 90-х, но из-за недостатка финансирования осуществить мечту удалось лишь через 10 лет. Но режиссер об этом не жалеет – по его мнению, 10 лет назад фильм получился бы совсем другим.
На вопросы о вольностях, допущенных в экранизации по отношению к оригиналу, режиссер отвечает по-разному. То он не признает таковых, говоря, что строго следовал сюжету, то отмечает, что в фильме много новых, дополнительных ощущений, больше диалогов и чувственных моментов, другая композиция и по-другому расставлены акценты. Позже уточнил – он хотел передать дух повести, насколько это возможно было сделать на экране. Но постарался адаптировать сюжет под современную действительность.
В любом случае, дух повести и основные ее идеи режиссер смог передать, и сделал это блестяще. Как мне показалось, в фильме по сравнению с повестью даже более прямо и откровенно показана настоящая причина злобы и ненависти Джалил муаллима по отношению к «беспутному» брату Симургу. Не непослушание брата, не его нежелание жить «как положено» и ежеминутно оглядываться на мнение соседей, улицы и прокурора Гасанова и даже не его женитьба на желанной, но недосягаемой для давно женатого «как положено» Джалил муаллима Дильбер «сорвало с тормозов» доброжелательного и искренне любящего Симурга старшего брата. А то, что выяснилось – так тоже можно жить. Жить как хочешь, работать кем хочешь, жениться на той, которую любишь, можно быть свободным и не оглядываться ежеминутно на мнение людей и… тебя тоже будут уважать. Будут здороваться, приходить в гости, советоваться. Можно достичь того же, чего достиг и старший брат, всегда живший исключительно по завету предков. Можно быть уважаемым – и в то же время свободным и счастливым.
Критики обратили внимание на нетипичные для Азербайджана сцены в бане с обилием обнаженных тел и чувственных видений главного героя, сильно выбивающиеся из ретростиля картины. Консервативных зрителей с мировоззрением Джалил муаллима это может шокировать. Сама не будучи поклонницей злоупотреблений с обнаженкой на экране, думаю, что в данном фильме эти сцены более чем уместны. Без них невозможно понять характера и чувств главного героя и мотивы его поступков, и они были в оригинальной повести. «Азербайджанский кинематограф – часть европейского кинематографа, и все, что присуще европейскому кино, присуще и нашему», – считает режиссер.
Фильм был тепло принят на международных фестивалях, но в России он смог получить только ограниченный прокат – несколько сеансов в кинотеатре «Художественный».
– Прокат стоит слишком дорого, у нас нет таких денег, все потрачены на производство фильма, – объяснил Мурад Ибрагимбеков. Так что российским зрителям бесполезно искать этот фильм по кинотеатрам. Но в этом году планируется выход DVD.
Подобные фильмы появляются нечасто, и хотелось бы, чтобы, по возможности, диаспора помогла сделать этот фильм более доступным для российского зрителя.

Наша справка
Сюжет картины начинается во время Великой Отечественной войны и заканчивается в 70-х годах ХХ века. Это история азербайджанской семьи, история взаимоотношений двух братьев, повествующая о трагедии человека, которому не дана возможность понять самого ближнего. Джалил искренне любил своего младшего брата Симурга, и не было для него человека роднее. Но взаимное непонимание, а точнее нежелание понять, приводит к разрушению целого мира, который строил Джалил долгие годы в соответствии с принципами и законами своих предков…