Февраль 13th, 2013 | 03:54 дп

Открытое письмо Александра Эбаноидзе

  • Живой Журнал
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 5,00/5 (1)
Loading ... Loading ...

Буря, поднятая по поводу «Каменных снов» Акрама Айлисли, не стихает.

Мало кто обратил внимание на парадоксальную подробность: повесть, вызвавшая острый рецидив национализма, опубликована в «Дружбе народов». Неужели журнал, более полувека прокладывавший пути взаимопонимания и согласия, а в постсоветские годы стремящийся смягчить боль и травмы разрыва, ошибся?

Нет. Мы предоставили страницы Акраму Айлисли потому, что прочитали в его повести попытку возобновления контакта, поиск взаимопонимания через покаяние. Писатель сумел приоткрыть дверь в глухой стене, ощерившейся кольями и бойницами, и сказал несколько проникновенных слов, наполненных болью, но не злобой.

Покамест реакция армянской стороны однотонна и  лишь усугубляет положение Айлисли: в ее голосе много негодования по поводу травли писателя, но не слышно ноты раскаяния. Хотя бы за Ходжалы.

Азербайджанцы и армяне веками жили рядом, и будут жить рядом до скончания дней. Трудно жить в атмосфере ненависти. Поэтому необходимо  искать пути для взаимообщения, для диалога по существующим проблемам, в частности – проблеме Нагорного Карабаха, слишком односторонне трактуемой в мире.

В нынешних условиях для такой работы нужны смелые и совестливые люди. Слава богу, такие не перевелись. Четыре года назад на юбилее «Дружбы народов» мы показали фильм «Райские птицы», снятый в 2008 году Романом Балаяном по сценарию Рустама Ибрагимбекова; два мастера поднялись над схваткой и продемонстрировали продуктивность сотрудничества. Позже режиссер Мехти Ульви Мамедов без приглашения (и без предосторожностей) объявился на ереванском кинофестивале, вызвав у организаторов легкий шок. Очерк о «безвизовом визите» также был опубликован в «ДН».

Но самым смелым из совестливых оказался Акрам Айлисли. Когда-нибудь его поступок будет по достоинству оценен соотечественниками. Сегодня же они разрывают его сердце  –  они сжигают его книги. Чтобы понять боль старого писателя, этого достаточно. Патриот своей страны, влюбленный в камни и воды родного Айлиса, в его людей и историю, обвинен в предательстве.

Акрам Айлисли талантливый писатель, не случайно его творчество отмечено высшими наградами Азербайджана. Но переживаемая трагедия исторгла из него слова редкой силы: «Пусть сожгут все мои книги, потому что они никого не спасли!»

Прежде он так не писал.

Похоже, ему действительно «делают биографию».

Будь стоек, Акрам, ты еще много можешь дать своему народу!

Главный редактор журнала «Дружба народов»
Александр Эбаноидзе

Источник: http://drujba-narodov.livejournal.com/

  • http://www.facebook.com/nigar.najafova Nigar Najafova

    Проблема вашего писателя не в поднятой теме а в искажении фактов он ссылается на дневник армянского хроника и не проверяет насколько достоверен его источник. Вы сами видимо грузин по национальности почитайте Чавчанадзе ,, Стонущие камни» и вы поймете что использовать обработанный армянскими националистами материал а не первоисточник это преступление и я одинаково осуждала бы грузина который на это пошел и азербайджанца который на это пошел потому что делая это ты предоставляешь армянским националистами психологический базис для дальнейшей работы со своим електоратом ты не делаеш этим шаг к примирению поэтому вы не дождетесь ответных шагов со стороны армян по причине того что цель у романа к сожалению была не та

  • freddy

    Акрам Айлисли часто утверждает, что большинстов его обвинителей не читали Каменных снов. Поэтому сразу заявляю, что роман сей я добросовестно прочитал и он вызвал у меня только чувство жалости к автору как к простому лжецу. И вот почему.
    Все цитаты Закария Акулисского используемые Акрамом Айлисли в романе это предвзятая однобокая ложь. Нет сомнений писатель имеет право на вымысел в художественном произведении. Но когда этот вымысел однобокий, очерняющий один народ и обеляющий другой, то это наводит на мысли о простой провокации и заказном характере написанного. Тем более, что автор удтверждает, что готов поклясться в том, что все в его романе чистая правда. Ниже привожу доказательства явной лжи. Если бы Айлисли представил «Каменные Сны» как историко-документальное произведение, то это было бы просто подлогом, а подлог -это уголовно наказуемое преступление.
    Проведем простое сравнение цитат Закария Акулисского по Акраму Айлисли с оригиналом. Налицо грубое искажение цитат оригинала. Если не верите, то можете сами прочитать дневник и сравнить его с опусами Акрама Айлисли.

    Акрам Айлисли : А сколько несчастий обрушил на Айлис преемник шаха Аббаса — шах Сулейман! “По приказу Сафикули-хана сегодня в Айлис из Еревана прибыл некто по имени Гагайыз-бек. Он привел с собой тридцать всадников. По приказу шаха они должны были собрать с жителей Айлиса 1000 туменов. Не было пределов взяточничеству, гнету, насилию. Они подвергли пыткам более ста человек, повесили тридцать пять человек. Но и после всех этих страданий народ смог собрать всего 350 туменов”.

    Дневник Закария Акулисского: * Засим, в 1673 г. 1-го апреля приехал от Сефигули хана из Еревана некто, по имени Кайкауз-бек, местоблюститель католикоса Акопа, архимандрит Саак, нахичеванский калантар, всего 30 всадников. Они приехали в Акулис с приказом от шаха и хана об уплате жителями 1000 туманов. Пошли взятки и волнения в селениях, в одну ночь повесили 35 человек, причинили много неприятностей. В конце концов, из Акулиса, Дашта и Ванка всего добыли 350 туманов. Однако поборы они производили не только в Акулисе, по и в других местностях, где собрали до 2000 туманов. Однако этих денег хан не дал католикосу, вследствие чего между ними создались враждебные отношения и возникло много шума. Католикос тайком поехал в Испагань.

    По оригиналу указаное событие описывается в параграфе 67. Даже беглое сравнение выявляет следующие мягко говоря искажения оригинала допущенные Акарамом Айлисли :

    1. В насилии над мирным населении соучавствовали армянские религиозные деятели, а именно местоблюститель католикоса Акопа, архимандрит Саак.

    2. Фраза «однако этих денег хан не дал католикосу» означает, что католиос был тоже материально заинтересован в грабеже.

    3. В оригинале отсутствуют душераздирающие фразы Акрама Айлисли такие как » Не было пределов взяточничеству, гнету, насилию. Они подвергли пыткам более ста человек, повесили тридцать пять человек. Но и после всех этих страданий народ смог собрать всего 350 туменов”. Это просто больное воображение Акрама Айлисли.

    И наконец чтобы до конца разобраться в этой истории надо читать далее по оригиналу параграф 68 и 69. Они говорят о том, что Хан доложил Шаху о насилии и просит его вернуть деньги населению. Если я что то исказил то вот вам оригинал и судите сами.

    Цитата из дневника
    § 68. Засим, в 1673 г. 17-го мая католикос Акоп, бежавший из Еревана, явился к шаху, который находился в Каpвине.

    § 69. Засим хаи, узнав о тайном отъезде католикоса, настроился враждебно к нему. Хан доложил шаху, что эти деньги собраны насильно и пусть шах велит ему возвратить деньги их владельцам. Шах дал приказание. Засим в 1674 г. 10-го апреля от хана явился человек и предложил всем представить квитанции, чтобы обратно получить внесенные деньги. Архимандрит, мелик и другде представители явились к нему. Однако [эти поборы] были возвращены следующим образом: с одного только Акулиса было взято 148 туманов, но согласно представленным распискам и устным заявлениям, вышло всего 98 с половиной туманов; каждый, соответственно внесенной им сумме, получил расчет за вычетом расходов 6300 диаи на один туман.
    Конец цитаты

    Это пожалуй самый жестокий инциндент, который описал Закарий Акулисский в своем дневнике. Здесь нет и намека на то, что насилие было на этнической почве. Перечитав весь дневник я так и не нашел других фактов насилия «варваров» азербайджанцев (турок ) над «добрыми» армянами. Если найдете то покажите, буду очень признателен вам.

    В дневнике описывается засилие и произвол правящего класса над простым народом и этому вовсе не придается этнический характер, как хотел бы Акрам Айлисли. А разве такого произвола нет и сегодня только в более мягкой форме ?

  • Baranolog Bakunts

    Вот что говорят президенты Армении и Азербайджана.
    Ильхам Алиев: «В первую очередь, наши основные враги – мировое армянство» — http://ru.president.az/articles/4423 ( http://news.day.az/politics/318596.html )
    А что говорит Серж Саргсян? смотреть здесь — http://youtu.be/i50s9_HMa3M?t=11m31s

    И именно это и подчёркивал в своём романе мудрый Акрам Айлисли. Мудрый потому что говорил правду даже тогда, когда сжигали его книги. И если он не мудрый, драгоценные мои пациенты, то почему его награждали вышими наградами ильХамата!?!?